Открытие выставки фоторабот голландских авторов Роба Хорнстры и Арнольда ван Брюггена из серии «Проект Сочи» в Москве собрало около 100 человек. Зрители смогли по видеомосту пообщаться с посетителями одновременно открывшейся выставки в Амстердаме, где присутствовали и авторы проекта, которым отказали в российской визе.
Выставка будет работать до 24 октября ежедневно, кроме понедельника и вторника, с 13 до 20 часов. Вход свободный.
Как сообщал " Кавказский узел ", в конце сентября 2013 года российское посольство приняло решение не выдавать визы Хорнстре и ван Брюггену, из-за чего столичный Центр современного искусства "Винзавод" отказал им в проведении выставки "Проект Сочи" . Позже руководство "Винзавода" назвало причиной отмены выставки неисполнение обязательств со стороны голландцев . Новой площадкой для представления экспозиции стал Центр документальной фотографии FOTODOC при московском центре им. Сахарова.
На выставке в Москве, а также на аналогичной выставке, открывшейся в Амстердаме, представлено двенадцать фоторабот разных лет из серии «Проект Сочи». По словам организаторов, это лишь малая часть того, что задумывалось показать российскому зрителю изначально.
«Мы работали над этим проектом с 2009 года. Хотели показать сухую историю Олимпийских игр. Учитывая все имеющиеся вопросы, думаю, это будут самые странные игры в истории Олимпийских игр. Надеюсь, что мы смогли каким-то образом показать те контрасты, которые есть в Сочи, и проблемы маленькой страны Абхазии и всего Северного Кавказа», - заявил на открытии Арнольд ван Брюгенн .
Он сообщил также о создании сайта The Sochi Project, на котором представлены работы, и выразил надежду, что он будет интересен не только голландцам, но и россиянам.
Напомним, о своем "Проекте Сочи" фотограф Роб Хорнстра и писатель Арнольд ван Брюгген рассказали россиянам в марте 2013 года на выставке "Нидерландские и фламандские фотографы о России", которая также прошла в выставочном зале общественного центра имени Сахарова в Москве.
Тут совмещена история про Сочи и все кавказские проблемы
Журналист Юрий Сапрыкин , открывавший выставку в Сахаровском центре, отметил, что многие российские фотографы хотели бы сделать подобный проект.
«Такой момент в истории России случается, может быть, в первый и последний раз, когда в одной точке сходится огромный государственный проект в окружении военных и этнических конфликтов. Сочи – это уникальное место пересечения важных силовых линий. И то, что авторы сделали за пять лет - это фиксация уникального момента. Я думаю, многие русские фотографы и журналисты хотели бы это сделать, но по разным причинам не получилось. Sochi Project - не только та часть, которую мы видим сейчас, а огромная мультимедийная вещь, которая в некотором роде является частью русского культурного наследия, по которой потом люди будут изучать и вспоминать этот момент в истории», - отметил Юрий Сапрыкин.
По его словам, на сайте проекта очень тщательно отслежены различные ответвления сочинского сюжета: олимпийская стройка - в «одном из худших в России мест для проведения зимних Олимпийских игр», жизнь обычных сочинцев - «очень русская с одной стороны и очень китчевая и причудливая с другой», положение на Северном Кавказе, на территории, окружающей Сочи.
«На сайте все эти линии очень тщательно отслежены. Очень здорово показан весь политический и культурный контекст», - сказал Юрий Сапрыкин.
Он отметил также, что в России существуют зоны, откуда информация доходит до нас с большим трудом, и Северный Кавказ - одна из этих зон.
«Главным источником информации о нем стал инстаграм Кадырова, но правду о том, что там происходит, мало кто знает и мало кто может выяснить. Олимпийские стройки в Сочи – это другая такая зона. И все эти серые зоны, которые затронули Роб и Арнольд, фатальным образом совпали с осложнением российско-голландских отношений, которые теперь, к сожалению, заставляют российские власти смотреть с подозрительностью на многих людей с голландским паспортом, действующих в России, особенно когда они оказываются в этих закрытых для критики черных дырах. Это, к сожалению, вызывает очень нервную реакцию, от которой пострадала и выставка», - сказал Юрий Сапрыкин.
По словам куратора проекта в Сахаровском центре Александра Сорина , это мероприятие – не столько выставка, сколько заявление о том, что планировалось.
«Тут совмещена история про Сочи и все кавказские проблемы, в том числе Грузии, Абхазии и прилегающих территорий. Авторам было важно сделать его именно 18 октября, как объявлялось ранее. В этом пространстве нам пришлось очень быстро, за неделю, сделать мероприятие, которое, конечно, не компенсировало то, что должно было быть на «Винзаводе», а говорило о том, что не состоялось. Здесь и в Амстердаме – попытка поставить вопрос, инициировать разговор», - сказал Александр Сорин корреспонденту «Кавказского узла».
В выставочном зале Сахаровского центра представлены работы из разных серий «Проекта Сочи», таких как «Sanatorium» - о старом санатории «Металлург», где когда-то отдыхала партийная элита и особо отличившиеся рабочие, или «Sochi Singers» - о ресторанных певцах Сочи.
«Меня особенно впечатлили два снимка, которые стоят по центру. Они сделаны в каком-то спортивном сооружении Абхазии с разницей в пять лет – в 2009-м и 2013-м. Ничего не изменилось. Или вот фотография отца с девочкой, просто сидят люди, я не знаю, кто они, но эмоционально очень цепляет. Чудесная фотография строительства – на заднем фоне грандиозная стройка, а впереди бытовая сценка, люди отдыхают, кто-то обед готовит, жизнь кипит», - поделилась впечатлениями журналист «Большого города» Алиса Иваницкая .
Примечание:" Human Rights Watch призвала МОК обратить внимание на задержания мигрантов в Сочи ", " Human Rights Watch запустила проект "Альтернативная карта эстафеты Олимпийского огня ", " Amnesty International: эстафета Олимпийского огня прольет свет на нарушения прав человека в России ".