Так уж совпало, что в текущем мае мы отмечаем два юбилея, связанные с именем Михаила Булгакова: 15 мая исполняется 125 лет со дня его рождения и 95 лет постановке его пьесы «Сыновья муллы» на сцене русского театра во Владикавказе.
Во Владикавказе — столице Терской области и Горской Республики — в разное время побывали сотни российских и зарубежных деятелей науки и культуры, военачальники и политики, лидеры регионов и стран. У каждого из них он оставлял о себе светлую память и желание снова приехать сюда. Писатели, покидая город на Тереке, уносили в своём творческом портфеле произведения различных жанров. Не был исключением и выдающийся русский писатель Михаил Афанасьевич Булгаков (1891-1940), известный миру как автор «Мастера и Маргариты», «Собачьего сердца», «Дней Турбиных», «Записок на манжетах» и других.
Будучи профессиональным врачом, окончившим с отличием медицинский факультет Киевского университета, «после взятия Киева генералом Деникиным в августе 1919 года Булгаков был мобилизован в Белую армию и отправлен на Северный Кавказ военврачом. Служил в военном госпитале, был начальником медицинской службы 3-го Терского казачьего полка.
В начале 1919 г. Михаил Булгаков оказался в Пятигорске, где пытался найти своих братьев и одновременно работал в местной газете — «Кавказ». Оттуда приехал во Владикавказ.
Михаил Булгаков стал заведовать в местном Русском театре литературным отделом, и здесь начал писать свои первые произведения для местного театра, имевшие большой успех у зрителей.
В своей автобиографии потом Булгаков записал: «В 1920 году в городе Владикавказе служил в подотделе искусств, сочинял первые пьесы, работал в качестве лектора при областном театре, начинал играть на сцене, участвовал в создании театрального факультета местного художественного института». (Цит. по книге: Кусов Г., Тедтоева З., Хмелева Л. Знаменитые люди на берегах Терека. Владикавказ, 2013, с.51).
Областным театром во Владикавказе были поставлены его первые пьесы «Братья Турбины», «Самооборона», «Сыновья муллы», «Парижские коммунары».
С идеей написать пьесу о «туземной жизни» к Булгакову обратился присяжный поверенный кумык из Дагестана Туаджин Пейзуллаев. «…грозный призрак голода стучался в мою скромную квартиру», — вспоминал позднее будущий великий писатель, и нужно было заработать на жизнь. Драматурга пугало незнание им самим «туземной жизни», но Пейзуллаев обещал решить эту проблему. И решил. В течение семи дней трехактная пьеса была готова. «В туземном отделе пьеса произвела фурор. Ее немедленно купили за 200 тысяч. И через две недели она шла…» (Гиреев Д. Михаил Булгаков на берегах Терека. Орджоникидзе, 1980, с.115).
В первых числах мая 1921 года состоялась премьера трехактной драмы «Сыновья муллы». Сюжет был взят из жизни ингушей, для которых Владикавказ и его окрестности были родными местами. В «Записках на манжетах» Булгаков так заканчивает свое грустное повествование о творческой истории пьесы:
«Я начал драть рукопись, но остановился… Написанное нельзя уничтожить… От самого себя – никогда! Эту изумительную штуку я сочинил. Кончено!»
Вот как описывает премьеру известный ученый и писатель Девлет Азаматович Гиреев (1916-1981), преподававший автору этих строк во время учёбы в СОГУ: «Теплый майский вечер 1921 года. В зал Первого советского театра города Владикавказа неудержимо вливался шумный поток зрителей. Еще бы! Разве можно пройти мимо такой рекламы: на площади перед зданием театра – трехметровый цветной плакат. На нем горец в черкеске и папахе, поднятая рука сжимает огромный маузер. Афиша призывает:
СМОТРИТЕ НОВУЮ ПЬЕСУ В 3-х АКТАХ ИЗ ЖИЗНИ ИНГУШЕЙ «СЫНОВЬЯ МУЛЛЫ».
Внизу пламенеют слова: «Отречемся от старого мира!!!» (Гиреев Д. Михаил Булгаков на берегах Терека. Орджоникидзе, 1980, с.3).
Пьеса имела грандиозный успех. В автобиографическом рассказе «Богема» Булгаков сообщает: «Пьеса прошла три раза (рекорд), и вызывали авторов...»
«Уже давно все кресла в ложах, отделанных бархатом, в нижних ярусах и партере были заняты, а публика все шла и шла…
На скамьи чинно уселись люди в черкесках, френчах и потертых кожанках. На головах у многих – каракулевые шапки, на поясах кинжалы и кобуры с наганами. Это – бывшие партизаны Осетии и Чечено-Ингушетии.
Написанная в духе того времени, пьеса остро ставила вопрос борьбы с отсталыми обычаями, с невежеством и отсталостью, поднимала вопрос преобразования старого семейно-бытового уклада жизни горских народов.
У муллы Хасбота два сына – офицер и студент-революционер, и в его семье в единый узел схлестнулись противоречия бытового и политического характера.
Герой пьесы студент Идрис посвящает себя революции. В порыве гнева он кричит: «Когда же настанет время, что мы уничтожим кровную месть, калым, всю эту тьму невежества и предрассудков! Когда ингуши поймут, что им нужна новая жизнь?»
Любопытно, что реакция зрителей была такая, как будто они присутствуют не на спектакле, и происходящее на сцене – реальные события. На действия стражника, пришедшего арестовывать студента Идриса, зрители стали свистеть, кричать, стучать ногами об пол, кто-то даже выстрелил. «Боевая публика, которая совсем недавно с оружием в руках громила контрреволюцию и утверждала Советскую власть в родных горах, так остро воспринимала события на сцене. К счастью, режиссер не растерялся, поспешил вытолкнуть из-за кулис друга Идриса Юсупа и тот, перекрывая шум в зале, закричал: «Ингуши! Вы теперь свободны, как и весь народ. Вот приказ Ревкома. Вся власть в его руках!..» (Гиреев Д. Указ соч. с.4).
Первыми исполнителями пьесы были: Туаев (мулла), Датиев (Идрис), Каиров (Магомет), Цоколаева (Аминат), Ханаев ( Алихан), Фарниев (Лорс).
После окончания пьесы зрители на сцену неоднократно вызывали авторов.
Долгое время считалось, что соавтором М.А. Булгакова является Б.Р. Беме. Но доцент Чечено-Ингушского университета Т.Т. Мальсагова 31 октября 1973 г. в письме Д.А. Гирееву сообщила: «Булгаков – военврач… написал для наших драмкружков две пьесы – «Самооборона» и «Сыновья муллы»… Соратник по перу Булгакова – кумык — дагестанец, юрист Туаджин Пейзулаев. Это точно. Он с ним вместе и писал пьесу «Сыновья муллы». (Гиреев Д. Указ соч. с.141). В начале ХХ века он окончил юридический факультет Петербургского университета, жил во Владикавказе и умер в Москве в 1936 г.
Спектакль возили в Грозный. Там он тоже шел под бурные овации в Летнем театре.
По свидетельству народного артиста СССР В.В. Тхапсаева, «их любительский кружок в Ардоне ставил пьесу Булгакова в 1928–29 годах. Он, тогда еще 17-летний юноша, играл роль старика-муллы». (Гиреев Д. Указ соч. с.116).
Требовательный к своим произведениям, автор в 1923 г. уничтожил все экземпляры владикавказских пьес. Текст пьесы «Сыновья муллы» на русском и осетинском языках (в переводе Б. Тотрова) всё же сохранился. Но по иронии судьбы из всех написанных во Владикавказе его пьес сохранилась только одна — «Сыновья муллы», которую Булгаков расценил как лучший образец «в смысле бездарности» и пытался уничтожить.
Как пишет тот же Д.А. Гиреев, «Перевод Б. Тотрова пьесы «Сыновья муллы» был опубликован в юго — осетинском журнале «Фидиуаг», № 4 за 1930 г. Машинописная копия хранится в кабинете осетинской литературы Северо-Осетинского госуниверситета им. К. Хетагурова. (Гиреев Д. Указ. соч.с.141).
«Вот так я поживаю. За письменным столом, заваленным рукописями… Ночью иногда перечитываю свои раньше напечатанные рассказы (в газетах! в газетах!) и думаю: где же сборник? Где имя? Где утраченные годы?.. Уеду из Владикавказа весной или летом. Куда?», — записывает писатель в дневнике.
И Михаил Булгаков с грустью прощается с Владикавказом: «Огромный чудный вечер сменяет во Владикавказе жгучий день. Края для вечера – сизые горы. На них вечерний дым. Дно чаши – равнина. И по дну, потряхивая, пошли колеса. Вечные странники… На веки прощай… Владикавказ!..» (Гиреев Д. Указ. соч. с.121).
В следующий и последний раз М. Булгаков вместе с супругой оказался во Владикавказе проездом в 1936 г., когда возвращался по Военно-Грузинской дороге в Москву из отдыха в Сухуми.
В своем дневнике он записал: «Я иногда тоскую по Владикавказу, по молодости, по друзьям моим, по тому голодному и суровому времени, чрезвычайно интересному...». (Цит. Указ. соч. Кусова Г. и др., с.52).
15 ноября 2012 г. во Владикавказе на улице Маяковского, которая раньше называлась Слепцовской, и жил писатель в квартире №2 на втором этаже в 1921 г., был установлен памятник Михаилу Булгакову. Рядом с ним примостился Кот Бегемот, а над головой писателя веер исписанных страниц, как будто уносимых ветром.
Но ветер не унёс его творческое наследие, в том числе и посвященное жизни ингушского народа.
Якуб Патиев
Газета «Сердало» №71