Тема установления добрососедских отношений горцев Кавказа нашла свое отражение в творчестве многих художников.Не стал исключением и талантливый ингушский живописец Хасолт Акиев,который посвятил этому важному историческому факту свою картину «Ватага».
История добровольного вхождения ингушей в состав с России сложна и противоречива. Богатый опыт Хасолта Акиева как ученого историка в знании национального характера и социальных отношений в ингушском обществе нашли свое воплощение в картине «Ватага».
На полотне дано изображение группы горцев, избранных ингушскими тейпами для подписания договора о добровольном вхождении в состав Российской империи. Художник не акцентирует внимание зрителей на окружающем пейзаже, состоящем из зеленой холмистой местности, с виднеющимся вдалеке лесом. Основное внимание сконцентрировано на ватаге лихих воинов. Яркие лучи солнца высвечивают фигуры горцев. Вся группа в ожидании построения - кто стоит сосредоточенно, всматриваясь вперед как две фигуры на переднем плане картины, кто поправляет сбрую коня, а группа, изображенная на заднем плане, стоит в полной боевой готовности, ожидая выступления. В движении даже детали одежды воинов-черкески, папахи, оружие.Все ждут команду, им не терпится выступить общим боевым строем, проявив воинскую доблесть, кавказскую выдержку, гордую стать. Ведь миссия, которая им предстоит, несет важную историческую роль для будущего народа.
Неслучайно художник затронул эту тему в своем творчестве, являясь ученым кавказоведом, которому она хорошо известна и близка.
Картина Хасолта Акиева «Ватага» была приобретена для основного фонда музея в 2002 году.
Лейла Алмазова,главный научный сотрудник Государственного музея изобразительных искусств РИ