Отменить свадебный оброк

Время не стоит на месте, оно движется, вносит в нашу жизнь изменения, которые вызывают порой ожесточенные споры в обществе. К примеру, в последнее время предметом таких споров является, ставшая актуальной, тема, где проводить свадьбы: дома или в ресторане. К ней я еще вернусь, а прямо сейчас хочу затронуть проблему, о которой вслух не говорят, но волнует каждого.

Один мой добрый приятель, при встрече в понедельник, поведал: «Вчера я побывал на пяти свадьбах!»

– И во что тебе это обошлось?

– Где-то давал по две тысячи, где-то по одной, всего опустошил карман на восемь тысяч. Называл он эти суммы без особого сожаления, поскольку человек обеспеченный.

Я продолжал допытываться: «А кто тебе по степени родства те люди, которым ты в один день выложил месячную пенсию или месячную зарплату многих наших сограждан?» В двух случаях мой приятель смог назвать родство, в двух других пустился в туманные рассуждения о дедах и прадедах, а в одном случае причиной приглашения явилось шапочное знакомство.

И, на мой взгляд, именно здесь кроется проблема ингушских свадеб, а не в том, где их проводить – дома или в ресторане. Мы пытаемся, если говорить прямо и без утайки, за счет приглашения большого количества гостей возместить свои расходы на свадьбу. Устроитель свадьбы начинает вычислять: мой прадед (дед) бывал на свадьбах у тех-то и у тех-то, значит, и они должны быть на свадьбе моего сына (дочери). Но, во-первых, прадед отдавал свой долг своему родству, во-вторых, ты сам это родство никак не поддерживаешь, ни ты у них, ни они у тебя в обычной жизни в гостях не бываете, а для твоего сына (дочери) это родство уже стало мифом. Ревнители национального своеобычия ингушей тут, конечно, возмутятся: это покушение на наши традиции и т. д. и т.п. Но, что это за традиции и обычаи, которые зиждутся на общении только на свадьбах. Хотел бы, чтобы был правильно понятым. Если вы в повседневной жизни общаетесь и поддерживаете отношения с родственниками по линии прадеда (деда), то приглашение их на свадьбу правильный шаг. Если же нет – надо оставить их в покое и не заставлять платить налог за несуществующее уже родство.

Кстати, об этом самом «налоге».Все кавказские народы принимают от гостей на свадьбе подношения. Будучи как-то в Адыгее, я поинтересовался, как с этим обстоит дело у них. И оказалось совсем не как у нас. Во-первых, нет никаких денежных сборов. Во-вторых, гостей, в отличие от ингушских свадеб, не только кормят, но и развлекают. Развлекают главным образом национальными танцами. Именно в этом адыги видят свои национальные обычаи, традиции, а не в денежных сборах.

Кстати, о развлечении гостей на ингушских свадьбах не думает никто и никогда. Обратные примеры единичны и крайне редки. Главное – накормить гостей, как будто бы они приехали с голодного края. Видеть в этом следование национальным традициям и обычаям, по крайней мере, странно.

Эти поборы в нынешних условиях стали в Ингушетии настоящим национальным бедствием. На что и как жить, если в месяц, а то и каждую неделю, надо отдавать на свадьбах по восемь-десять тысяч, если у нас самая высокая в стране безработица, а зарплата или пенсия у многих те же восемь-десять тысяч рублей.

Некоторые говорят, что приглашение на свадьбу множества гостей – это способ сохранения и упрочнения родства. Но еще раз – что это за родство и что оно дает, если поддерживается только приглашениями на свадьбы, а в промежутках между ними нет никаких отношений. Представим себе на минуту положение устроителя свадьбы в условиях, когда денежные поборы отменены. Уверяю вас, он будет искать не способ расширить список гостей за счет архаического родства, а, напротив, сократить его – без ущерба реально поддерживаемым родственным отношениям.

Эта проблема денежных поборов на свадьбах зародилась давно и имеет свое объяснение. Ингуши жили в основном в горах, источники доходов были крайне скудны, за невесту надо было платить большой калым… Главным образом для его возмещения и скидывались, грубо говоря, собиравшиеся на свадьбу гости – родственники. Мы уже давно живем, в основной своей массе, на равнине, а оставшиеся в горах живут в совсем других материальных условиях. Калым, благодаря усилиям наших властей и духовенства, составляет подъемную для подавляющего большинства населения сумму. Если поднапрячься, ее можно скопить, несмотря на наши маленькие зарплаты и пенсии. Так, не пора ли нам отменить обременительный для большинства из нас свадебный налог? Ведь в разговорах «на кухне» мы об этом говорим, а во всеуслышание сказать боимся! Мне кажется, именно в этом сейчас злободневная проблема в нашем обществе, а не в том, где проводить свадьбы – дома или в ресторане. У жениха или невесты есть близкие родственники или друзья/подруги, которые сочтут своим долгом сделать им свои подарки, но все остальные гости должны быть освобождены от обязаловки «по сути платить за угощение, оставив этот вопрос на их усмотрение». Я уверен, что подавляющее число читателей «Сердало» в душе с этим согласbтся. Но многие ли осмелятся сказать об этом вслух? Приглашаю высказаться на эту тему на страницах нашей газеты.

Абу АСТЕМИРОВ


Ещё новости о событии:

Время не стоит на месте, оно движется, вносит в нашу жизнь изменения, которые вызывают порой ожесточенные споры в обществе.
22:04 26.10.2017 Skforussia.Ru - Магас
Время не стоит на месте, оно движется, вносит в нашу жизнь изменения, которые вызывают порой ожесточенные споры в обществе.
18:56 26.10.2017 Сердало - Магас
 
По теме
В 136 школах региона в рамках проекта патриотического воспитания граждан России введены ставки советников директора по взаимодействию с детскими общественными объединениями.
Махмуд-Али Калиматов поздравил военнослужащих и ветеранов управления войск национальной гвардии по региону с профессиональным праздником, сообщили газете «Ингушетия» в пресс-службе Главы и правительства республики.
Компания «АСМ Групп» согласовала план реставрации башенного комплекса «Фуртоуг» с комитетом по охране объектов культурного наследия республики, проинформировали газету «Ингушетия» в пресс-службе организации.
В ОФСИН России по Республике Ингушетия прошли пожарно-тактические учения - ОФСИН по Республике Ингушетия Сотрудниками ведомственной пожарной охраны ОФСИН России по Республике Ингушетия совместно с работниками пожарно-спасательной части № 4 г. Карабулак МЧС России по региону были проведены занятия,
ОФСИН по Республике Ингушетия
Суд апелляционной инстанции по уголовным делам Верховного суда Ингушетии 28.03.2024 рассмотрел материал досудебного производства по апелляционной жалобе защитника на постановление Магасского районного суда,
Верховный Суд
Корь - это острое инфекционное заболевание, характеризующееся общей интоксикацией, воспалительными явлениями со стороны слизистых глаз, носоглотки, верхних дыхательных путей, характерной сыпью.
Роспотребнадзор
В рамках реализации всероссийского проекта «ДоброВСело» врачи Сунженской центральной районной больницы совместно с волонтерами-медиками провели масштабное профилактическое мероприятие в сельских поселениях Чемульга и Аршты.
Газета Ингушетия
Стартовал региональный этап Всероссийского конкурса исследовательских проектов «Без срока давности» - Министерство Образования С 20 марта стартовал региональный этап Всероссийского конкурса исследовательских проектов «Без срока давности», который продлится до 10 апреля 2024 года.
Министерство Образования