От нас не отреклась Родина – мы не отреклись от нее

«Черная среда» - 23 февраля 1944 года. Она останется в памяти навсегда: преемственность поколений - одна из отличительных черт ингушского народа. Мы помним! Ингушская пословица гласит: «За кем стояла Родина, тот выжил; от кого она отреклась – сгинул».
От нас отрекся Сталин, но не Родина: ни большая – Россия, ни малая - Ингушетия. С малой наших отцов связывала память сердца, где бы они ни находились, большую они защищали не жалея жизней. Защищали с царских времен, никогда не изменяя единожды данному слову при единении с Россией в 1770 году. 23 февраля для нас никогда не будет праздником в общепринятом формате, но это не значит, что мы не будем чтить сыновей и дочерей ингушского народа и других народов Российской Федерации – защитников Отечества. Никто из солдат Родины не виноват в том, что сталинские идеологи с извращенной фантазией выбирали памятные и праздничные даты, чтобы ужалить больнее.          

Змеиная политика
Прошло 70 лет, но до сих пор на просторах Интернета блуждают люди, которые решили самоутвердиться за счет трагедии народов страны под названием СССР. Им по 20-30 лет, они не испытали ни холода, ни голода, ни унижений, но сотворили себе кумиров – палачей. С умным видом оправдав сталинщину, они идут в бар или сауну, возвращаются в уютный дом или квартиру, ласкают отпрысков. Интересно, благодарят ли они Сталина «за их счастливое детство»?
Хорошо, что вечен конфликт «отцы и дети»; что изменилась ситуация – Россия не та, как и люди, особенно, молодежь. Уже не удастся взрастить зомби на лозунге Гитлера и Геббельса: «Чем чудовищнее ложь, тем легче в нее поверят». Именно на них, на представителей здорового большинства страны и были рассчитаны наши публикации о депортации ингушского народа, начиная с 23 января – за месяц до дня высылки. Газета «Ингушетия» напомнила и будет напоминать об этой трагедии, как и о Героях Отечества.
«Старики говорят, что наш народ в 1944 году в очередной раз проверили на стойкость. Мы выстояли. И сегодня благодаря нашим старшим, их мужеству и несгибаемому духу мы имеем свою государственность и созидаем. Мы должны скорбеть о погибших, но идти вперед, должны помнить, но не опускать голову», - считает Глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров.  В одном из своих выступлений он отметил, что «подлость» и «низость души» тех, кто стоял за выселением, заключались еще и в том, что народы депортировали по праздникам.
- Наш народ подвергся изгнанию 23 февраля – в  День Красной Армии. Этот праздник дорог нам. У нас всегда были и есть Герои – защитники Отечества. Те, кто планировал выселение, тем самым хотели сломать нас, но они не достигли своей цели. Мы знаем о своих Героях и чтим их, - подчеркнул глава республики.
Об этом и пойдет речь в специальном выпуске газеты «Ингушетия».   

Как вбивался клин между народами
70 лет отделяют нас от дня скорби. Историки еще долго будут устранять «белые пятна», но неизменным останется одно – в отношении отдельных народов СССР сталинщина применила  принцип уголовников «нет человека – нет проблемы».     
Специалист научно-исследовательского отдела Государственной архивной службы Ингушетии Ваха Цицкиев о депортации знает из документов и по рассказам старших. «Черная дата», - говорит он о 70-летии депортации, - по своей сути – это массовый геноцид  в отношении народов по этническому признаку».  
У каждого из нас есть основания так говорить, но у Вахи Цицкиева на руках новые документы, подтверждающие цинизм, жестокость тех, кто предъявил народу оскорбительное и кощунственное обвинение – предательство. В проведении операции по выселению людей под кодовым названием «Чечевица» принимали участие до 20 тысяч оперативных работников НКВД, НКГБ, СМЕРШ и до 100 тысяч бойцов армейских частей. Непосредственно операцией руководили нарком внутренних дел, генеральный комиссар государственной безопасности СССР Лаврентий  Берия и его заместители Серов, Кабулов, Мамулов.
 В таких вагонах отправляли в ссылку «врагов народа»-ингушей в 1944 году. Фото: архив редакции В телеграмме Сталину под грифом «Совершенно секретно» исполнитель бесчеловечного плана, в частности, сообщает: «Учитывая масштабы операции и особенность горных районов, решено выселение провести (включая посадку людей в эшелоны) в течение 8 дней, в пределах которых в первые 3 дня будет закончена операция по всем низменным и предгорным районам и частично по некоторым поселениям горных районов с охватом свыше 300 тысяч человек. В остальные 4 дня будут проведены выселения по всем горным районам с охватом оставшихся 150 тысяч человек».    
«Доблестный» генерал отчитывается перед верховным главнокомандующим, словно речь идет о тяжелейшей военной операции, сопряженной с величайшим риском и трудностями! А чтобы придать вес своим «геройским действиям», сообщает: «Отмечено большое количество высказываний о необходимости оказать сопротивление выселению. Все это в намечаемых оперативно-чекистских мероприятиях нами учтено».  
Далее Лаврентий Берия информирует уголовника Кобу о привлеченных для выселения «неблагонадежных» представителей соседних с ними народов. То есть перед нами наглядное свидетельство, как на государственном уровне вбивался клин между народами, которые веками жили рядом, делили горе и радость, роднились. Тем самым закладывалась мина замедленного действия на долгие годы вперед. Заканчивает телеграмму Берия как «истинный полководец», обеспокоенный за успех военной кампании. Он пишет: «Учитывая серьезность операции, прошу разрешить мне остаться на месте до завершения операции, хотя бы в основном, т.е. до 26-27 февраля».
Палач остается, чтобы выполнить миссию, а затем одна за другой следуют телеграммы, в которых он сообщает Сталину о том, как проходит операция. К концу февраля из ЧИАССР были выселены 478 тыс. 479 человек, в том числе 91 тыс. 250 ингушей.
Всего, как следует из доклада начальника конвойных войск НКВД генерала Бочкова Берии, в 180 эшелонах по 65 вагонов, в каждом было отправлено 493 тыс. 269 человек. В среднем - 2740 человек на эшелон. Разрешалось брать с собой груз, но фактически большую часть вещей пришлось оставить, поскольку в каждом вагоне необходимо было поместить 45 человек со всем имуществом. Спецпереселенцы должны были сдать скот и зерно и получить взамен аналогичное количество от властей на новых местах жительства, но это правило не выполнялось.

Как НКВД «обустраивало» спецпереселенцев  
Наши старшие всегда с теплотой вспоминали и вспоминают тех, кто оказал им моральную и материальную поддержку в выселении, хотя местных жителей, грубо говоря, обрабатывали: им внушали, что к ним едут  бандиты, изменники, чуть ли не каннибалы. Идеологи руководствовались печально известным принципом Геббельса: «Чем чудовищнее ложь, тем охотнее в нее поверят» (правда, некоторые историки утверждают, что на самом деле эта фраза принадлежит Гитлеру, тот привел ее в книге «Моя борьба»).
Выше мы приводили документы – телеграммы Лаврентия Берия Сталину – о том, как проходило выселение в феврале 1944 года. Циничность этих победных реляций не требует комментариев. Документальные свидетельства «Ингушетии» предоставил специалист научно-исследовательского отдела Государственной архивной службы РИ Ваха Цицкиев.      
В этом разделе мы предлагаем вам разглядеть в народном комиссаре «благодетеля», обеспокоенного тем, как депортированные обустроились на новых местах жительства.    
- 13 лет спецпереселенцы фактически не имели никаких гражданских и иных прав, - говорит Ваха Цицкиев. -  Они были расселены группами по различным областям Казахстана, Киргизии, Узбекистана. Им предписывалось жить в основном в сельскохозяйственных районах и заниматься сельскохозяйственным трудом. Они не имели права даже на короткое время покидать места поселения без специального разрешения местных специальных комендатур НКВД, которые осуществляли  политический надзор. Приписанные к различным колхозам и совхозам спецпереселенцы часто селились администрацией в полуразрушенные бараки, хозяйственные сараи, конюшни. Многие были вынуждены рыть землянки и строить шалаши. Все это сопровождалось необеспеченностью продуктами питания, одеждой и другими предметами первой необходимости. Результатом нечеловеческих условий существования стала высокая смертность среди спецпереселенцев, которую можно охарактеризовать как массовую гибель. Так, по данным НКВД, за первые 3 года в ссылке умерли около 150 тысяч депортированных с Северного Кавказа.
А теперь обратимся к развернутой телеграмме Берия Сталину, датированной июлем 1944 года. «Обеспокоенный» нарком информирует главного палача: «Во исполнение постановления Государственного Комитета Обороны, органами НКВД в феврале и марте месяцах 1944 года было переселено на постоянное жительство в Казахскую и Киргизскую ССР 602.193 чел. жителей Северного Кавказа». Далее он сообщает, что «переселение этого контингента» было проведено «удовлетворительно». То есть, Берия свою работу выполнил не плохо, а вот другие должностные лица оказались не столь ответственными, о чем в телеграмме и говорится: «Основная масса переселенцев выселена на территорию Казахской ССР (477.809 чел.). Однако республиканские организации Казахской ССР не уделили должного внимания вопросам трудового и хозяйственного устройства спецпереселенцев Северного Кавказа. В результате бытовое устройство спецпереселенцев в Казахстане и приобщение их к общественно-полезному труду находилось в неудовлетворительном состоянии. Семьи спецпереселенцев, расселенные в колхозах, не принимались в члены сельхозартелей. Неудовлетворительно проходило наделение спецпереселенческих семей приусадебными участками и огородами, а также и обеспечением жильем. Спецпереселенцы, расселенные в совхозах и переданные в промышленные предприятия, слабо привлекались для работы на производстве».
Здесь сохранены стиль и орфография документального свидетельства, и мы видим, что для властвовавших в то время безнравственных личностей, люди были  рабсилой,  переданной «в промышленные предприятия». Естественно, он «переживает» за нее, пишет Сталину, что «имели место массовые вспышки заболевания сыпным тифом», а местные власти борьбу с болезнью ведут неудовлетворительно. Далее, опять же по его словам, недостатки «в хозяйственном и бытовом устройстве спецпереселенцев толкали известную часть из них на совершение уголовных преступлений», в том числе «побеги с мест расселения». Вот оно как оказывается! Растоптанные честь и достоинство народов, выходит, нужно было просто компенсировать за счет еды и крова, тогда сытые люди, ничего не имели бы против «государственных деятелей», выставивших их изменниками и предателями, лишивших Родины.
Положение исправляется «по-бериевски», «по-сталински», о чем свидетельствует эта выдержка из телеграммы: «Для устранения недостатков в деле хозяйственного и бытового обустройства спецпереселенцев с Северного Кавказа, а также для организации работы по улучшению оперативно-чекистского обслуживания и усилению режимных мероприятий, в мае месяце с.г. в Казахскую ССР был командирован заместитель Наркома тов. Круглов с группой работников НКВД. В результате проведения оперативных мероприятий, в течение июня месяца с.г. было арестовано 2.196 чел. спецпереселенцев… Для наблюдения за режимом проживания спецпереселенцев, борьбы с побегами, оперативно-чекистского обслуживания и содействия в быстрейшем хозяйственном устройстве спецпереселенческих семей на территории Казахской ССР создано 429 специальных комендатур НКВД».  
Чем концлагеря фашистов отличались от «режима проживания» наших отцов и дедов? Да практически ничем! Люди выживали, а обустраивали их, огородив штыками. Здесь, отступив от темы, хочется заметить, что  мы сегодня еще умудряемся жаловаться на жизнь, которая нам подарена благодаря мужеству и стойкости этих людей. Они не просто выживали, а оставались Людьми.
Но вернемся к телеграмме. Берия рапортует, что в результате принятых доблестным НКВД мер даже беспризорные дети (1.268) отправлены в воспитательные колонии, изолированы саботажники, в результате чего резко улучшились условия проживания спецпереселенцев. Удивительно, что он не добавил – все счастливы!
Телеграмма заканчивается так: «Разрешение целого ряда вопросов трудового, хозяйственного и бытового устройства спецпереселенцев, наряду с усилением их оперативно-чекистского обслуживания и ареста лиц, ведущих антисоветскую, бандитскую и уголовно-преступную деятельность,  в значительной мере способствовало хозяйственному освоению переселенцев в условиях Казахстана».
- Ингуши быстро доказали, что они могут хорошо трудиться и обустраивать свою жизнь не только на собственной земле, но и там, куда их забросила судьба. Уже в 1945 году специальные комендатуры повсеместно сообщают, что большинство спецпереселенцев хорошо зарекомендовали себя на работе в колхозах и совхозах. Благодаря собственному труду, а не репрессивным методам НКВД, они постепенно упрочили свое материальное положение. Летом 1956 года с депортированных, наконец, был снят преступный статус спецпереселенцев. Мы не имеем право забывать эти трагические страницы нашей истории, обязаны извлекать уроки, чтобы подобная трагедия больше не повторилась. Ведь без осмысления прошлого, трудно понять настоящее и построить будущее, - отметил Ваха Цицкиев.

Как власть употребить
Конституция СССР 1936 года: «Союз Советских Социалистических Республик есть социалистическое государство рабочих и крестьян. Политическую основу СССР составляют Советы депутатов трудящихся, выросшие и окрепшие в результате свержения власти помещиков и капиталистов и завоевания диктатуры пролетариата. Вся власть в СССР принадлежит трудящимся города и деревни в лице Советов депутатов трудящихся».   
Из доклада первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущева «О культе личности и его последствиях» на закрытом заседании XX съезда 25 февраля 1956 года: «После  смерти   Сталина  Центральный  Комитет   партии  стал  строго  и последовательно  проводить  курс на разъяснение недопустимости чуждого  духу марксизма-ленинизма   возвеличивания  одной   личности,   превращения  ее  в какого-то   сверхчеловека,   обладающего   сверхъестественными   качествами, наподобие бога. Этот человек будто бы все знает,  все видит, за всех думает, все может сделать; он непогрешим в своих поступках. Такое   понятие   о   человеке,  и,   говоря   конкретно  о   Сталине, культивировалось у нас много лет».
Первый секретарь ЦК КПСС подчеркивает, что Сталин  ввел  понятие  «враг народа». Этот термин освобождал  от необходимости всяких доказательств идейной неправоты человека  или людей,  с которыми  ты ведешь полемику: он давал возможность  всякого, кто в чем-то не согласен  со  Сталиным, кто был  только заподозрен во враждебных намерениях всякого, кто  был просто оклеветан, подвергнуть самым жестоким репрессиям. Болезненная  подозрительность привела его  к огульному недоверию, в том числе и  по отношению к выдающимся деятелям партии, которых он знал много лет. Везде и всюду он видел «врагов», «двурушников», «шпионов». Имея  неограниченную власть,  он допускал  жестокий  произвол, подавлял человека морально и физически.
Единовластие Сталина привело к особо тяжким последствиям в ходе Великой Отечественной войны. Большой крови  стоила тактика, на которой он настаивал – проведение непрерывных лобовых атак с тем, чтобы брать село за селом. В то же время «вождь» усиленно популяризировал  себя, как великого полководца, «всеми способами внедрял в сознание людей ту версию, что все победы,  одержанные советским  народом  в  Великой  Отечественной войне, являются результатом мужества, доблести,  гения Сталина и никого больше».
О преступной депортации народов Никита Хрущев говорит, что «вопиющими являются действия, инициатором которых был Сталин и которые представляют  собой грубое попрание основных ленинских принципов национальной политики Советского государства. Речь идет о массовом выселении со  своих  родных  мест  целых  народов,  в том  числе  всех  коммунистов и комсомольцев без каких бы то ни было исключений. Причем, такого рода выселение никак не диктовалось военными соображениями».
В октябре 2013 года газета «Комсомольская правда» сделала подборку известных высказываний Сталина, среди которых такое:  «Жить стало лучше, жить стало веселее!». Издание пишет: «Несмотря на то, что именно в таком виде фраза стала широко известна и употребляема, полностью она звучала как «Жить стало лучше, товарищи. Жить стало веселее. А когда весело живется, работа спорится. Если бы у нас жилось плохо, неприглядно, невесело, то никакого стахановского движения не было бы у нас».
Сталин произнес ее 17 ноября 1935 года во время выступления на первом всесоюзном совещании рабочих и работниц – стахановцев. Некоторые историки усматривают в ней явную иронию, ведь эти слова секретарь ЦК ВКП (б) произнес накануне пика массовых репрессий. Сталину даже приписывают «ложный оптимизм».
Заразившимся этим «ложным оптимизмом» отдельным «деятелям» современности надо бы уяснить то, что Сталин лепил народ на свое усмотрение, и сегодняшние сторонники его политики, окажись они в 30-х годах прошлого века, ползали бы перед ним. Вождь вытирал бы сапоги об их пластилиновые тела, презрительно усмехаясь, и стряхивал на преданные головы пепел из трубки.
Конституция России 1993 года: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ».
Президент России Владимир Путин во время прямой линии с гражданами в апреле 2013 года: «Сталинизм связан с культом личности и с массовыми нарушениями закона, с репрессиями и с лагерями. Ничего подобного в России нет и, надеюсь, уже никогда не будет. Общество просто у нас другое, и никогда этого не допустит».

Был монолог властелина, но не диалог с народом
В год смерти Сталина (1953) Андрей Дмитриевич Сахаров – физик, академик, общественный деятель, диссидент, лауреат Нобелевской премии мира за 1975 год, писал: «Я под впечатлением смерти великого человека. Думаю о его человечности».  Но очень скоро правозащитник стал вспоминать эти слова «с краской на щеках». Он, по его признанию, «изгнал из этого мира Сталина», поскольку «крайним выражением опасностей современного общественного развития является развитие расизма, национализма и милитаризма и в особенности возникновение демагогических, лицемерных и чудовищно жестоких полицейских, диктаторских режимов. В первую очередь это – режим Сталина, Гитлера».
Тезка академика, директор Института российской истории Андрей Николаевич Сахаров в программе «Диалоги» (2008) заявил, что «большой террор» был объяснен одним: стремлением Сталина сокрушить своих политических противников и истинных, и мнимых, и мнимых было большинство. Нельзя было общество привести к одному знаменателю. Сталин, как человек ограниченный и человек недостаточно образованный, стремился привести общество к одному целому – привести к общему знаменателю всех и вся. Он хотел иметь другой народ».
Русский философ Николай Бердяев в книге «Истоки  и смысл русского коммунизма»,  подтверждая слова Сахарова, пишет:  «Сталинизм, то есть коммунизм периода строительства, перерождается  незаметно в  своеобразный  русский  фашизм.  Ему  присущи  все  особенности фашизма – тоталитарное  государство, государственный  капитализм, национализм, вождизм и, как  базис, - милитаризованная молодежь».
Это – наша история, из которой тот же российский публицист, создатель проекта «За Сталина!» Игорь Пыхалов выдергивает тему бандитизма среди выселенных народов в годы Великой Отечественной войны. Ему, в частности, ответили историки  Алексей  Безугольный, Николай Бугай, Евгений Кринко. Они пишут: «…Он (Пыхалов – авт.) оценивает сталинские депортации как не только «справедливое», но и «гуманное» в условиях военного времени «возмездие». Однако эти выводы основываются на данных всего нескольких архивных фондов, используемых весьма избирательно, а сам поиск «народов-предателей» представляется некорректным и ненаучным».
Отметим, что мифы о бандитах раскручивались агентами НКВД и самими сотрудниками этих органов. Если, к примеру, и находилось 20–30 человек недовольных сталинской властью и провокациями со стороны НКВД, то количество их раздувалось в десятки и даже сотни раз, о чем доносилось в Москву, дабы выслужиться и заработать звания за якобы обнаружение больших бандитских групп и их уничтожение.
Сегодня ни один уважающий себя ученый не доверяет цифрам НКВД, поскольку знает, как «создавались» и «уничтожались» «бандитские» группы. В поименном списке, приведенном в  «Обзоре материалов о бандитском движении на территории бывшей ЧИАССР»  названы фамилии 236 человек, из них ингушей – 14.
На «нет» сводятся чекистские инсинуации картотеки по учету специальных контингентов, которые НКВД составляли в дни депортации. Лишь в 1989 году стало доподлинно известно о том, что фактически реалистических сведений об этой части ингушского социума, которому и приписывалась основная вина за депортацию всего народа просто нет. Почти полное отсутствие сведений о бандах, якобы  послуживших поводом для выселения, показывает несостоятельность этих обвинений. Так, по Назрановскому району на 26778 человек населения в карточках (среди «бандитов») только 5 человек, четверо из которых ингуши.
Многие историки уверены, что документы НКВД СССР, содержащие сведения о бандитизме на Северном Кавказе, были прямо фальсифицированы. Но для  Пыхалова и иже с ним  они - не авторитеты.
Тогда приведем прямое обвинение в бандитизме самого Сталина. Четыре раза арестованный режимом сын революционера, советский и российский историк, писатель, бывший директор Государственного музея истории ГУЛАГа, автор многочисленных публикаций об «отце народов» Антон Владимирович Антонов-Овсеенко пишет жестко: «Сталинщина – политический бандитизм, обращенный в государственную политику. Он умудрился править страной более четверти века и умудрился ни разу не вступить в диалог с подневольным народом: то был Монолог Властелина, который мало было слушать, его надо было неукоснительно исполнять. В образе Сталина я пытался выявить его уголовную сущность, показать бандита и хулигана таким, каким он был. Наш век печально знаменит грандиозными ограблениями, убийствами президентов... Но все эти преступления не идут ни в какое сравнение с преступлениями Сталина. Он сумел в исторически короткий срок отобрать у крестьян землю, у рабочих – заводы, у интеллигенции – право на самостоятельное творчество, лишил народы всяких свобод, даже свободы передвижения. Это и есть ограбление века».

Миллион смертей – статистика?
9 октября 2013 года в России отмечали 70-летие со дня освобождения Северного Кавказа от немецко-фашистских захватчиков. Примечательно, что медали «За оборону Москвы» и «За оборону Кавказа» учреждены одним указом 1 мая 1944 года.
Удостоились государственных наград: защитники столицы Родины – 477 тысяч человек, защитники Кавказа – 580 тысяч человек.
Ингуши, как и представители других народов, внесли значительный вклад в освобождение региона от немецкой оккупации. Когда одни не жалея жизней бились за Северный Кавказ, другие готовились к «масштабной, военной операции» - «за Сталина».      
Что же происходило внутри страны на Юге, где не только мужчины, но и женщины, дети, старики противостояли внешней угрозе? Вот о чем поведал сам нарком внутренних дел Лаврентий Берия. На одном из закрытых заседаний, во время суда над Берией, в декабре 1953 года, маршал Конев задал обвиняемому вопрос: «Почему он не позволил использовать находившуюся на Кавказе в его распоряжении армию войск НКВД (более 120 000 человек) в обороне стратегически важного региона летом-осенью 1942 года, то есть в самый критический и опасный момент не только для Кавказа, но и для всей страны?».      
Берия вынужден был признать, что эта военная машина предназначалась  для выселения народов, в частности, ингушей. Перед нами еще одно свидетельство того, что еще задолго до рокового для нашего народа февраля 1944 года  была задумана войсковая операция, которая впоследствии получила название «Чечевица».   Память. Потомки «врагов народа» в почетном карауле на Мемориале памяти и славы. Фото: пресс-служба администрации Главы РИ

Чем же так не угодили «отцу народов» те же ингуши? Историк Лариса Парова считает, что советской империи желательно было иметь на Кавказе однородно-послушное население (не горцев). С этими целями вполне согласовывались хозяйственные задачи – освоение районов Сибири и Средней Азии, для чего была необходима бесправная рабочая сила (спецпереселенцы). Свою роковую роль в выселении сыграло также стремление советского руководства свалить ответственность за поражения Красной Армии вначале войны на внутреннего врага.
Дело в том, что коллективизация в селах Ингушетии, как и по всей крестьянской России, шла «нога в ногу» с глумлением и репрессиями против священнослужителей, закрытием и осквернением мечетей. Террор коллективизации ужесточал стиль политического руководства. Неприятие коммунистической идеологии на глубинном уровне было причиной сохранения традиционного жизненного уклада ингушей, который советская власть пыталась разрушить.
Народ подвергся тотальной депортации потому, что не принял советский образ жизни, не стал серой массой, отторг атеистическую идеологию.
Этому жестокому акту (этническому геноциду) и сегодня находят оправдание отдельные лживые державники. Жертвы сталинщины наших дней (иначе их не назовешь) издают книги с броскими названиями «Гений Сталин», «За что Сталин выселял народы» и так далее. Приводить имена авторов не имеем никакого желания. Но больше всего нас поразил «труд» с кощунственным названием «Боже, Сталина храни!».  Как отмечается в аннотации, «эта книга не воспевает Сталина (чем грешат многие коммунисты), не замалчивает его ошибок, не приукрашивает правду о страшной цене его свершений и побед,  но воздает должное первому и, увы, последнему Императору СССР, благодаря гению которого наша Родина одержала победу во Второй Мировой войне и стала Сверхдержавой».
Ну если так - давайте поговорим о цене. Бросим взгляд с 1944 года лет на 6-7 назад, оставим депортацию ингушей, возьмем 1937-38 годы и сибирские регионы, куда и планировалось первоначально выселять «наказанные народы», где и ощущался недостаток рабочей силы. Что происходило там?  В частности, есть такие шифровки уже ставшие достоянием гласности, под грифом секретности, направленные Сталину из Омска, Иркутска, Свердловска. Вчитайтесь в эти бесчеловечные «отчеты»: «По операции контрреволюционного кулацкого элемента утвержденных НКВД к расстрелу - 10 тыс., осуждение 4.500 заканчивается, приговорено к расстрелу 9.623, осуждено 4.932. Имеется арестованных 1-й категории - 1.000, второй категории - 1.500, дела на них следствием закончены, могут быть расстреляны к 1-му декабря. Прошу дополнительно утвердить к расстрелу 1.000. Осуждению - 1.500».  Шифровка датирована 19 ноября 1937 года.
Второй аналогичный «документ» за 1938 год: «Ввиду незаконченной очистки области от право-троцкистских белогвардейских панмонголських контрреволюционно-враждебных элементов, колчаковцев, харбинцев, эсеров, кулаков подпадающих под первую категорию,  просим ЦК ВКП (б) разрешить дополнительно лимит по первой категории для Иркутской области на 5 тысяч».  
По Свердловской области такая же кощунственная картина.
Речь шла о людях! Вот этого недочеловека, авторы, называющие себя патриотами России, призывают возвеличивать. Более того, они патетически восклицают «Боже, Сталина храни!». Имеют ли эти «патриоты» вообще представление, о каких кулаках идет речь? Будет ли Бог печься о душе палача, лишавшего жизни Его творения, будь они мусульмане или христиане? Кто на нашей грешной земле имеет право выписывать этому порождению сатаны индульгенцию?  
Есть у «патриотов» как бы «козырная фишка» – мол, Сталин выиграл войну, он великий полководец. В российской истории был один настоящий генералиссимус, но не «отец народов». Если кто-то забыл, напомним – это Александр Васильевич Суворов – один из основоположников русского военного искусства. Его полководческий гений отражен в чеканной формулировке: «Не проиграл ни одного сражения, причем, все они были выиграны при численном превосходстве неприятеля».
Суворов не воевал с собственным народом, он был не вождем, а солдатом, поэтому и оставил такие высказывания: «Благость и милосердие потребны героям», «Вся земля не стоит даже одной капли бесполезно пролитой крови», «Безбожие поглощает государства и государей, веру, право и нравы». А теперь сравните их с «афоризмами» Сталина: «Одним страхом нельзя удержать власть. Ложь оказалась не менее необходимой», «Месть – это блюдо, которое нужно подавать холодным», «Одна смерть - трагедия, миллион смертей – статистика».
Сталин даже имел наглость заявить: «Когда я умру, на мою могилу нанесут много мусора, но ветер времени безжалостно сметет его». Он ошибся – время  не все нивелирует. Миллионы смертей – не статистика и тем более не мусор, это – людская кровь. Смыть ее не удастся. Отвечать, без сомнения, придется – и ему, и тем, кто его воспевает.

Вера спасительна
Вера – это та сила, которая всегда давала человеку надежду, укрепляла его дух, умножала его возможности противостоять злу, достойно переносить испытания.      Наверное, у каждого человека есть своя история, которую он хранит как реликвию, как чудо, произошедшее с ним, когда молитва спасла ему жизнь, вернула надежду.
Поезд с выселяемыми людьми сделал первый рывок, потом второй и медленно тронулся в путь. В вагоне, где сидела Люба Калоева, запричитали в слезах женщины, одна из них воскликнула: «Куда же нас, вырвав с корнем!». В глазах у многих застыла безысходность.
- И тут, помню как сегодня, - говорит Люба, - поднялся один из мужчин-старейшин и сказал во весь голос: «Ва нах, дукхадаха шо, доха ма дохалаш, Мехках даьхадале а, Даьла воацача долхац вай!» (Люди, дорогие, не отчаивайтесь, нас хоть и лишили Родины, но не везут туда, где нет Аллаха!).
После его слов все как-то призадумались, притихли и начали молиться. На душе стало легче – Аллах не оставит нас.  
Есть ещё одна знаменитая фраза, которую передавали из вагона в вагон и повторяли все, кто мог говорить. Приписывается она одному мулле из Пригородного района: «Скажите «ЛаиллахIа иллалахI…», - говорил он, - а по возвращении домой закончим – «…Мухьаммаду РасулюллахI». Смысл этих слов заключался в убежденности людей в возвращении на Родину, полагаясь только на силу Аллаха. Так и случилось. Вера – спасительна и тому немало подтверждений.   

«Враги народа» за ценой не постояли  
А теперь поговорим о «врагах народа» - участниках Великой Отечественной войны, семьи которых приговорили к освоению районов Сибири и Средней Азии, пока они стояли насмерть «за Родину», но не «за Сталина».  
Более 120 тысяч человек полегли осенью 1942 года под ингушским Малгобеком – ныне Городом воинской славы. Враг не прошел, потому что с первых дней Великой Отечественной войны у нас, как и по всей стране, развернулось массовое патриотическое движение по выполнению задач военного времени. Под лозунгом «Все для фронта! Все для защиты Родины!» трудящиеся мобилизовали силы для победы над гитлеровской Германией.
17 тысяч человек ушли на фронт из Ингушетии (только из Малгобека - 5 тысяч), мужество и героизм которых уже не являются «белым пятном» в истории войны.
Что касается дезертиров и уклонистов, то их среди ингушей было не больше, чем в любом другом регионе, что подтверждается данными Государственного архива России.
Ингуши воевали практически на всех полях сражений второй мировой войны. Красная Армия и страна бесперебойно снабжались горючим, военным снаряжением, боеприпасами и продовольствием из всех сел республики. В фонд фронта организациями и учреждениями передавались денежные сбережения, драгоценные украшения, лошади, теплая одежда, продукты и т. д.
Заметим еще, что в декабре 1941 года в Пригородном районе был сформирован ингушский партизанский отряд для ведения борьбы в тылу врага в случае оккупации. Возглавлял его полный Георгиевский кавалер, герой гражданской войны Xизир Орцханов. Еще один отряд из ингушских «красных партизан» был сформирован в 1942 году. Командиром двухсот конников был Тоуси Шадиев. Лошадей, оружие и все снаряжение ингуши приобрели за свои деньги, а не за счет государства. Отряд Шадиева совершал глубокие вылазки в тыл противника, добывая информацию и нанося ощутимый урон противнику.
Как отмечают историки, ошибки и просчеты советского руководства и военного командования позволили Германии летом 1942 года перехватить стратегическую инициативу в ВОВ. Немецкие войска захватили всю Украину, Крым, прорвались на Северный Кавказ и к Сталинграду. Основной удар летом-осенью 1942 года германское командование нацелило на Сталинград, пытаясь перерезать волжскую транспортную артерию СССР. Сражение за город на Волге стало поворотным событием всей второй мировой войны.
Оборона Сталинграда стоила огромных жертв малочисленному ингушскому народу. Состоявшая из горцев-добровольцев кавалерийская дивизия (по месту формирования она была названа Кабардино-Балкарской) почти полностью полегла в степях между Доном и Волгой.
Комдив Японц Абадиев вспоминал: «Это было 12 июля 1942 года. Дивизия была поднята по тревоге. Был получен приказ: выступить против четвертой танковой армии немцев. Более глупого и кощунственного приказа нельзя было придумать. Кавалеристы атаковали танки! Этот бой, этот подвиг оценит только тот, кто видел это сражение-убийство своими глазами. Самый горячий бой произошел у станицы Константиновской. На поле боя осталось лежать более половины дивизии. Я был ранен, попал в госпиталь».
Ингуши, как и представители других народов, внесли значительный вклад не только в победу советских войск под Сталинградом, но и в освобождение Северного Кавказа от немецкой оккупации. Напомним еще раз, что самым ярким подтверждением этому является Малгобекская оборонительная операция осени 1942 года. У города нефтяников на Терском хребте захлебнулось победное шествие немецкой армии по Северному Кавказу.
Газета «Звезда» в 1942 году отмечала: «Здесь (под Малгобеком – авт.) завязался важнейший узел событий второго года Отечественной войны. На защитниках Советского Юга лежит сейчас важнейшая ответственность за судьбу Советского государства. Их ответственность можно сравнить лишь с ответственностью защитников Москвы 1941 года».
Теперь уже никто не сомневается, что в ходе Малгобекской оборонительной операции не только были сорваны захватнические планы врага на Кавказе, но и стала невозможной переброска его сил под Сталинград.
Есть такое определение «живая память» - этим занимается патриот и гражданин Виталий Семенов из Москвы. Нам было приятно, что он вышел на связь именно с газетой «Ингушетия». Повод – очень значимый. Благодаря деятельности этого человека в ОБД (Обобщенная база данных) «Мемориал» появились новые данные о героях Великой Отечественной войны – представителях Ингушетии.
Выпускник МГУ, историк-генеалог работал редактором популярной передачи «Жди меня». Он еще в 2010 году обратил внимание, что в военкоматах по всей России (и бывшему СССР) хранится множество документов Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет, которые не обработаны историками, не контролируются и по истечению определенного срока – просто выбрасываются на свалку. Фактически они в правовом вакууме.
- Весной 2012 года я по делам находился в Ингушетии и решил обратиться к Главе Ингушетии, Герою России Юнус-Беку Евкурову. Честно скажу, не ожидал такой быстрой реакции и положительного ответа. Пришло письмо, что республика готова сотрудничать в этом вопросе. Экспедиция началась в августе 2012 года, участвовали в ней я и студент МГУ Дмитрий Соболев. Мы приехали в республику и неделю снимали все, что есть в военкоматах в Экажево, в Малгобеке, в Орджоникидзевской (Слепцовской). Увезли с собой полные жесткие диски материала, начали разбирать. Работы очень много, года на 3-4 хватит, пока обработано  только 30% материала, который  выложен в сети на обозрение всей России.
То, что хотя бы один регион страны разрешил эту работу, сыграло свою положительную роль. Сработал принцип домино. Копирование документов военкоматов разрешили другие субъекты, а началось все с Ингушетии. Мы хотим, чтобы Юнус-Бек Евкуров, военный комиссар вашей республики прочитали этот материал, чтобы они знали – мы  благодарны им за смелость, за то, что они разрешили эту важную историческую работу. Вы подали пример, - отметил Виталий Семенов.
Историк сообщил, что по архивам Ингушетии уже издана одна книга памяти, и работа в этом направлении будет продолжена.
27 миллионов жизней унесла Великая Отечественная война и эта цифра, по мнению некоторых историков, занижена. Среди тех, кто приближал  День Победы, но не дожил до него – несколько тысяч наших соотечественников. Из-за  преступной депортации народа в феврале 1944 года нашим историкам приходится по крупицам собирать материал о Героях Отечественной войны, но отрадно, что эта работа активизировалась в последние годы. Хотя справедливости ради отметим, что еще в 70-х годах прошлого века такие патриоты, как Туган Мальсагов, Башир Чербижев не давали партийным функционерам забывать, что ингуши не были «врагами народа», а показывали чудеса мужества при обороне Москвы, Ленинграда, Сталинграда, на Курской Дуге и в других важнейших операциях Великой Отечественной. Республиканский музей краеведения и Малгобекский музей боевой и трудовой славы – это самоотверженный труд людей, которые не смирились с ярлыком, необоснованно навешенным на наш народ.
В 1995 году первый президент России Борис Ельцин принес официальные извинения за незаконную депортацию ингушского народа в 1944 году. Пожалуй, отсюда надо начинать отсчет восстановления исторической справедливости. Мы сегодня с гордостью хотя и не без примеси горечи открываем для себя все новые детали подвига бойцов Красной Армии и наших земляков при обороне Малгобека.
Мы всегда знали, что Японц Абадиев был неустрашимым командиром, но только в 2013 году его имя, как и имена 83 сыновей Ингушетии, оборонявших Сталинград, были увековечены на Мамаевом Кургане, также увековечен и подвиг ингушей – участников Курской битвы.
Наши старшие, жители Назрани, хорошо помнят Абдулу Цороева, который был разведчиком в знаменитом партизанском отряде Медведева.
Мурад Оздоев, Ширвани Костоев, Джабраил Кортоев, Ахмед Мальсагов, Якуб Султыгов, Джабраил Куриев, Асият Тутаева, Уматгирей Барханоев, Халит Цечоев, Саварбек Плиев, Ильяс Дидигов...  
Мы привели имена, что на слуху, а скольких их еще предстоит выявить, назвать, донести подвиг до внуков и правнуков! Да, долг наших историков документально подтвердить, показать и рассказать потомкам, кто на самом деле являлся «врагом народа», а кто жизни не щадил за Родину. Понимая, какое первостепенное значение имеет, патриотическое воспитание молодежи, Глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров повторяет: «Нам не нужно искать Героев на стороне!». Действительно, Мемориал памяти и славы в Назрани – яркое тому подтверждение.  
В то время, когда Берия докладывал Сталину о том, как успешно проходит «войсковая операция» по выселению ингушей, отцы и братья изгоняемых показывали чудеса героизма. Но даже узнав о депортации народа, некоторые из них меняли имена и фамилии, чтобы остаться с боевыми товарищами.
Ахмет Изнаурович Албаков особое мужество показал при прорыве блокады Ленинграда. Батарея под командованием Албакова только за два дня боев подавила семь огневых точек врага, подбила пять автомашин с пехотой и три бронетранспортера, обеспечив нашей пехоте успешное преследование гитлеровцев, вступление в город Мга и занятие железнодорожной станции. Несмотря на подвиги – его депортировали. Офицера содержали при комен­датуре НКВД в Новосибирске, когда он сбежал обратно на фронт,  к своим однополчанам. Командующий фронтом приказал поме­нять фамилию   Албакова на Абалкина,  а имя и отчество на Андрея Ивановича и назначил его командиром батареи.     
Албаков-Абалкин дошёл до Берлина, был награжден орденами «Красного Знамени», «Отечественной войны», медалями «За оборону Ленинграда», «За освобождение Праги», «За взятие Берлина».
Юсуп Казилбекович Ахильгов  на фронт ушел добровольцем. В начале сентября 1943 года командир отделения гвардии, сержант Ахильгов был ранен под Донецком. По выздоровлении он  вернулся в родной полк и узнал, что его народ выселен в Казахстан и он подлежит увольнению из армии. Командир полка Александр Гераськин, который не хотел терять такого храброго бойца, распорядился указывать в сводках другую национальность. Так Ахильгов стал лезгином.
Ныне здравствующий Зяудин Джамалдинович Гайтукиев ушел на фронт в сентябре 1942 года,  был связистом 680-го стрелкового полка 169 стрелковой дивизии. Не одна жизнь была спасена, не один рубеж был взят нашими бойцами, благодаря его умелым и четким действиям. Когда в дивизию пришел приказ об отзыве из армии представителей депортированных народов,  Зяудин Джамалдинович поменял имя и отчество на Николая Дмитриевича, фамилию он оставил, чтобы его могли разыскать родные. Гайтукиев награжден орденом «Отечественной войны» второй степени, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За оборону Сталинграда».
Надо отдать должное  тем  мужественным командирам-фронтовикам, которые,  подвергая себя риску, всячески пытались сохранить в своих полках надежных бойцов-ингушей. Благодаря подвигам таких людей  и была достигнута Победы – одна на всех. За ценою не постояли  те самые «враги народа», которые не щадя своих жизней, невзирая на хулу и клевету  защищали свою Родину, остались верными присяге до конца. Своими  поступками они полностью опровергают клеветнические измышления в адрес нашего народа.
Теперь вспомним о потомках «врагов народа»: Герой Советского Союза Руслан Аушев, Герои России Юнус-Бек Евкуров, Алихан Калиматов, Абубакар Костоев, Марем Арапханова, Руслан Нальгиев.
Напомним, в декабре минувшего года память первого Героя в современной истории России Суламбека Осканова почтили на Поклонной горе в Москве. Глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров передал на вечное хранение Центральному музею Великой Отечественной войны бюст военного лётчика, который ценой своей жизни предотвратил падение самолета на жилой посёлок в Липецке 7 февраля 1992 года.
Его имя носят центральные улицы населенных пунктов республики, авиашкола в Липецке, где также установлена памятная стела на месте гибели летчика. В аэропорту «Магас» Ингушетии имени Героя России Суламбека Осканова на пьедестале установлен макет самолета МиГ- 29. В 2012 году, в рамках празднования 20-летия республики, состоялось авиационное шоу «В небе Ингушетии». Отдавая дань памяти и уважения бывшему командиру и наставнику, летчики Липецкого авиацентра в составе пилотажной группы «Соколы России» на самолетах СУ-27 и МиГ-29 продемонстрировали фигуры высшего пилотажа.
Эти Герои – сыновья и внуки «врагов народа». Да – 23 февраля не является для нас праздником в общепринятом смысле, но мы с полным на то основанием гордимся в этот день нашими соотечественниками – защитниками Отчизны.

Здесь – Родина и нет иной
У поэта Али Хашагульгова есть «Баллада о часах»  о том, что, когда люди возвращались из ссылки и увидели через окна поезда родные горы, кто-то достал горсть земли в узелке, другой - газырь, а один мужчина вспомнил о часах и удивленно воскликнул: «Они ходят!». Ему ответили: «Часы и должны ходить». Мужчина покачал головой. «В день, когда нас выселяли, они остановились и застыли на 13 лет, а сейчас вновь начали ходить», - сообщил он. «Чему ты удивляешься? – сказал седобородый старец. – Они возвратились домой, как и мы. Будь благословенна – земля отцов наших!» (перевод смысловой – авт.)   
Земля отцов наших! Не поэт, а простой труженик Юсуп Темирханов, многое повидавший на своем веку, годы назад сказал так: «Я думаю, нас в депортации хранила, в первую очередь, вера и тяга к родной земле. Вроде бы земля она везде одинаковая, но что-то сокрыто в наших полях, холмах, горах – оно не отпускает, питает душу, как кровь сердце. Ты вынужденно привыкаешь к новому месту, находишь друзей и занятие себе, вроде бы наполняешь жизнь смыслом, но все время такое ощущение, что находишься не там, где должен, и покоя не обретешь даже после смерти. Пугает не сама мысль о смерти, она – неминуема, а то, что твоя могила будет не на родной земле и, проходя мимо кладбища, твои соотечественники не будут молиться и произносить на родном языке «Да сжалится Аллах над вами и вслед идущими нами!».
Юсуп Темирханов, другие наши старейшины рассказывали, как происходило возвращение домой, с чем пришлось столкнуться. Люди, которых хранила вера и тяга земли родной, увидели, в частности, что растасканы чурты (надгробные камни) с могил их отцов и матерей. Жертвами депортации оказались и родовые кладбища. Старейшины даже не обвиняли людей, которые совершили кощунство, а жалели, поскольку Аллах от них отвернулся, и они не ведали, что творили. Мудрые слова  мудрых людей, благодаря которым  ингуши сохранялись как самобытный народ, несмотря на гонения, ссылки, войны.
Подобные личности служили источником вдохновения для поэтов и писателей Ингушетии. Опираясь на жизненную философию таких людей, народный поэт Джемалдин Яндиев в одном из своих стихотворений сформулировал  моральный кодекс ингушского народа, заключенный в четырех словах, вручаемых ребенку при рождении «навечно беречь и любить»: «Слово «Жизнь», потому что и он, будет время, умрет. Слово «Смерть», потому что обязан он правильно жить. Слово «Родина», что продавать на базаре нельзя. «Имя», данное матерью, пусть беспорочно несет... Вот наследство, которое всем нам дается, друзья, и отчета от нас будет требовать вечно народ» (перевод Николая Асанова).
Ветеран труда, заслуженный инженер-механик сельского хозяйства РСФСР Умалат Льянов о депортации знает не понаслышке – тяготы, бесправие, лишения испытал на себе. Он считает, что «после возращения из ссылки нам пришлось в течение 30 лет нагонять свой образовательный ценз, чтобы уравняться с другими народами. На 1000 человек приходилось только два с высшим образованием. Разве эти данные не свидетельство масштабности просветительского урона, нанесенного народу?». Более чем показательные данные.
Кандидат политических наук Лейла Арапханова отмечает, что в годы депортации народ был отброшен в своем развитии на многие десятилетия назад, но тем не менее вопреки всем мероприятиям государства по их подавлению, ингуши сохранили национальное самосознание.
Сталин и его последователи не достигли своей цели. За это надо благодарить тех, кто говорил, писал о Родине, не давал забывать о корнях.
Среди них Хамзат Осмиев – его пронзительное стихотворение «Даймохк дагаухар сона». Никого не оставляют равнодушными строки -  «Лишившись Родины, пребывая на чужбине, все, что я видел, напоминало мне о ней» (смысловой перевод – авт.).  
Среди образов и звезды, и облака, и журавли, а также похороны кого-нибудь, поскольку в тот момент перед поэтом возникало родовое кладбище и могила матери. Песня «Как тяжко было мне от Родины вдали» в исполнении Ибрагима Бекова и ныне покойного Руслана Нарубиева не оставляла равнодушным слушателя какой бы национальности он ни был.
Трагедия ингушского народа правдиво и честно была воссоздана народным писателем Саидом Чахкиевым в романе «Золотые столбы». Первый ингушский роман стал памятником тем, кто выбрал мужество и стойкость. Тем, кто в суровых условиях сохраняли лицо. Роман уважаемого Саида Идрисовича - не только об ингушах, эта книга о каждом, поскольку все лучшее, подмеченное в отдельных представителях народа, становится общечеловеческим.
В период депортации ингушского народа не могло быть речи о записи, публикации и изучении богатого ингушского фольклора. Но сразу после возвращения на Кавказ, подхватив эстафету у старших коллег, этот пробел в значительной степени восполнили Ибрагим Дахкильгов, Абу Мальсагов, Ахмет Мальсагов, Башир Костоев, Лидия Цечоева, Абукар Танкиев.
В феврале 1994 года к 50-летию депортации народа Ингушский государственный драматический театр имени Идриса Базоркина поставил спектакль по трагедии Вахи Хамхоева «1оажал йоаца халкъ» («Народ бессмертен»). Ни одного человека не оставляют равнодушным правдивые рассказы из «Казахстанского дневника» писателя Иссы Кодзоева. О трагедии народа поведал в романе «Узкие ворота» народный писатель Ахмед Боков и многие другие.  
«По отчизне тоскуя, с душою опустошенной пусть не придется вам на чужбине страдать, землю края чужого пахать» - это смысловой перевод пролога к роману в стихах «Балан ди» («День скорби») Магомед-Саида Плиева. Перевод, далеко не отражающий всю глубину содержания восьми начальных строк главной книги в жизни этого мужественного и честного человека. Аналогов подобной хроники всеобщей скорби, пожалуй, нет.
В произведении провозглашается верность народным идеалам, патриотизм, свободолюбие, вера в величие и вечность народа. Народный писатель завершает роман обращением ингушских гор к своим сыновьям. Они «говорят»: «Здесь ваша судьба, здесь вы должны жить и умирать, и покоиться рядом с предками, здесь ваша родина и иной у вас нет». И у нас иной нет!

Дорога жизни
Депортация ингушского народа в 1944 году преследовала исключительно политические цели. Ингуши стали потенциальными врагами тоталитарной системы, нивелирующей любое проявление самобытности и самодостаточности. Но и в годы высылки наш народ сохранил и самобытность, и самодостаточность. Этому есть множество свидетельств.
Профессор Тимурлан Муталиев писал: «Ингушский народ, как и другие репрессированные народы, не исчез и не сошел с исторической арены после трагедии 1944 года, прежде всего, благодаря силе духа, сплоченности и жизнестойкости, унаследованной от своих отцов. Именно эти качества, передающиеся поколениям по эстафете, помогли Ингушетии устоять в условиях катастрофических последствий событий осени 1992 года.     
При этом народ наш, понесший в XX веке огромные человеческие и материальные жертвы, отнюдь не озлобился и тем более не ищет поводов для сведения исторических счетов с кем бы то ни было. Он по-прежнему нацелен на мирную созидательную жизнь. Не ищет для себя льгот и привилегий за чужой счет. Но вместе с тем, в рамках законов и правил жизни цивилизованного общества добивается того, чтобы считались с его законными правами и интересами».
13 долгих лет в изгнании не сломили дух ингушского народа. Немаловажную роль в этом сыграло участие в их судьбе жителей Казахстана и Киргизии. Сегодня потомки «наказанных», но не сломленных уверенно смотрят в будущее.
Об этом в интервью главному редактору газеты «Ингушетия» заявил глава республики Юнус-Бек Евкуров. Речь шла о том, что к трагической дате будет приурочено установление в Назрани паровоза и вагона образца 40-х годов. Широкий общественный резонанс вызвала также идея установки памятника Мусе и машине марки «Победа», о которых так трогательно поведал миру режиссер Тимур Бекмамбетов – казах по национальности.  
Юнус-Бек Евкуров подчеркнул, что мы должны быть благодарны всем, кто принял участие в судьбе ингушского народа и разделил с ним трагедию.
- Помощь народов Казахстана, Киргизии, русского народа - неоценима. Мы это помним, поэтому и ставим этот комплекс. Конечно, мы хотим там обозначить и режиссера казахского, который показал это, не только ему выразить благодарность, но и всему казахскому народу.
Что касается того, как Муса в машине перевозил людей на Родину. Я бы назвал это «Дорогой жизни», как в блокадном Ленинграде, на Ладожском озере. Его путь и был дорогой жизни, дорогой веры, торжества справедливости – народ ехал домой. Он совершил подвиг. Это была победа человеческого духа над произволом. Даже название марки автомобиля говорит об этом – «Победа».
Судите сами, паровоз, вагон – мощь и тут же маленькая машина – показатель победы, торжества жизни – которая переборола такие громадины. Делаем мы это для подрастающего поколения, - отметил Глава Ингушетии.
«Блажен, кто предков с чистым сердцем чтит», - сказал Гете. Вы совершили подвиг, мы вас чтим, гордимся вами – наши отцы, благодарная память потомков – вечна.
 
По теме
Участковые уполномоченные полиции в ходе проведения мероприятий в рамках декриминализации топливно-энергетического комплекса обнаружили, что житель Малгобека повторно самовольно подключил домовладение к газопроводу.
В ближайшее время в сельском поселении Новый Редант Малгобекского района планируется начать работы по благоустройству улицы Бекбузарова протяженностью 800 метров в рамках реализации нацпроекта «Жилье и городская среда».
В 136 школах региона в рамках проекта патриотического воспитания граждан России введены ставки советников директора по взаимодействию с детскими общественными объединениями.
Участковые уполномоченные полиции в ходе проведения мероприятий в рамках декриминализации топливно-энергетического комплекса обнаружили, что житель Малгобека повторно самовольно подключил домовладение к газопроводу.
Газета Ингушетия
Медицинское обследование в 2023 году прошли 124 тыс. несовершеннолетних жителей региона, или 96% от общего числа, сообщили газете «Ингушетия» в пресс-службе Главы и правительства республики.
Газета Ингушетия
Корь - это острое инфекционное заболевание, характеризующееся общей интоксикацией, воспалительными явлениями со стороны слизистых глаз, носоглотки, верхних дыхательных путей, характерной сыпью.
Роспотребнадзор