Малышка с небесно-голубыми глазами сидит на корточках и с изумлением разглядывает белую бабочку, боясь нарушить гармонию окружающего мира. Подолгу окунаясь в мир флоры и фауны, взрослея, она в фейерверке разноцветья, ищет сочетание цветов, оставляя на листочках бумаги частички души, отчаянной и поющей.
Радима одевает каждую из моделей в костюмы с элементами национального орнамента, она сочетает легкий шелк и атлас с отделкой из кожи, меха, стилизуя все это знакомым штрихом – высокой ингушской папахой. Ловкость умелых рук, смелое решение света и цвета, а самое главное, знакомство томского зрителя с почти незнакомой культурой Кавказа – тандем, который девушка представила в своей театрализованной коллекции «Ритмы Кавказа». Преподаватели факультета искусства и культуры Томского государственного университета, ранее предлагавшие ей поменять тему дипломной работы, не только приняли кавказскую коллекцию молодого дизайнера, но и стали популяризировать ее на культурных мероприятиях и профпоказах в Томске. Радима Кодзоева стала частым и желанным гостем на этно-фэшн фестивалях, российских показах мод, а на крупнейшем молодежном форуме моды с участием 20 ведущих стран мира она была отмечена как ярко мыслящий молодой дизайнер. «Ритмы Кавказа» - коллекция, занявшая второе место в межрегиональном конкурсе молодых дизайнеров одежды «ВИДиМО» г. Томска.
«Мне подсказкой становится все, начиная от маленькой собачки или кошечки на улице, заканчивая кусочком неба, лоскутком материи, музыкальной фразой, - делится модельер ощущениями в профессии. – Свет и цвет – два важных элемента в творчестве мастера, наблюдая за их своеобразной игрой, творишь и отдыхаешь, заболеваешь идеей, несешься в заоблачные дали и падаешь в бездонную пустошь. Но никогда не бываешь доволен собой и спокоен. Сделала коллекцию, как и задумывала, выставила, и тут поняла, что нужно было сделать не так, а иначе. Снова бессонные ночи, снова работа над эскизами, и снова… Вечное снова».
Бабушка Хадижат бережно хранила все рисунки внучки Радимы, сколько бы раз соседи не заходили к ней, она доставала и показывала сложенные вчетверо листочки, на которых красовались пурпурно-фиолетовая бабочка на одном, и белоснежное бальное платье на другом. Приезжая на лето к бабушке из Прокопьевска Кемеровской области, где Радима жила с родителями, девочка рисовала то обыкновенным карандашом, то подкрашивала кистью свои творения, и оставляла там, где она работала, а любящая бабуля собирала и хранила у себя все, о чем кричала в тот момент необъятная душа будущей царицы моды.
На вопрос, сколько сотворено рисунков за эти юные годы, Радима, улыбаясь и смущаясь, отвечает: «Не помню. Порой, когда вижу ранний свой рисунок, удивляюсь, неужели я его автор, но ведь и в нем заключена определенная идея. Я часто возвращаюсь в детство, именно там удивительное цветовое свечение и гармония музыки. Часто, работая, замечаю, что музыка дает мощный энергетический заряд и лучики новых идей. Мне всегда хотелось изменить окружающий мир, придать яркость, красоту улице, каждой женщине хочется подарить красивую стильную одежду, чтобы она сияла изнутри. Ведь женщина сама по себе красива, а видит эту красоту и умеет подать не каждая. Вот и наша задача, мне кажется, - сделать женский мир изысканным и нежным».
Уроки изобразительного искусства в школе подпитывали девочку, учили азам художественного мастерства, а истовое желание видеть свою обнаженную душу, воплощенную в ткань, несли ее к дверям ВУЗа. Мама и папа считали, что стремление девочки к прекрасному - с годами проходящее увлечение, и решились предложить серьезную профессию юриста. Проучившись на юридическом факультете Томского государственного университета одна год, Радима убедила родителей в необходимости смены профессии, и они сдались, разрешив дочери поступать на факультет искусства и культуры ТГУ. Сказать, что тяжело учиться, значит, не сказать ничего и не знать о профессии модельера-дизайнера ровным счетом ничего. Если за световой день занятия по теории занимают основную часть, то для творчества остаются вечер и вся ночь, а когда задуманное не получается, - бессонные ночи, наскоро приготовленный кофе и опять работа над набросками, эскизами, чтобы завтра получить признание педагога или же наоборот, перечеркнут весь титанический труд.
«Призрак Оперы» - первая коллекция Радимы Кодзоевой, созданная дизайнером на первом курсе и посвященная одноименному американскому музыкальному фильму, снятому в 2004 году Джоэлом Шумахером. Для изучения определенного материала и эскизного отображения задуманного требуется немало времени и душевных сил. Радима терпеливо, изо дня в день, ища новые формы, идет в профессию. Потому и первая ее коллекция заинтересовала мастеров моды Томска, давая стимул начинающей свой путь ингушской девушке.
Дипломная работа Радимы Кодзоевой – «Аватиф», коллекция и дизайн одежды построены на теме восточных мотивов, отличающиеся изыском художественного отображения и современным детализированным взглядом на Восток. До последней пуговички девушка проверяет костюм сама, сама одевает перед показом модели, исправляя малейшие штришки.
«Нет мелочей ни в какой профессии, - говорит Радима, - если она дорога тебе и за нее болит душа. Подиум не прощает запятых, а дизайнер не имеет права их ставить».
Девушка с детства следит за мировыми звездами моды, такими как Карл Лагерфельд, Вивьен Вествуд, Александр Маккуин, Валентин Юдашкин. Она не пропускает ни одного показа российского кутюрье, и надеется в недалеком будущем работать дизайнером в Доме моды Валентина Юдашкина, создавая собственные коллекции и участвуя в международных проектах высокой моды.
Радима сегодня участвует во многих конкурсах Москвы, куда переехала жить вместе с братом, следит за миром моды, имеет несколько рабочих проектов, над которыми трудится, в том числе и над проектом к 20-летию Ингушетии. А самое главное, она знает, как прекрасен и разнообразен этот мир и как он меняется и делается счастливым от легкого прикосновения руки Мастера.
Удачи и Олимпа моды, талантливый человек!