Семейные обряды

Обычаи и обряды, связанные с рождением ребёнка Этнограф Зейнеп Дзарахова

Во  все времена жизнь воспринималась как высшая ценность, и  потому синкретический, сложный и  разветвлённый комплекс обрядов, связанных с  рождением ребёнка был очень важен. О  семейных обрядах, связанных с  рождением ребёнка, этнограф Зейнеп Дзарахова из  монографии «Вековые устои семьи», Ростов-на-Дону, 2013.

До  конца Х1Х века женщины верили в  силу богини плодородия Тушоли, и  в  молитвах, обращённых к  ней, просили даровать им  детей. Были в  народе женщины-знахари, которые умели лечить от  бесплодия. Некоторыми из  таких методов, в  частности массажем, и  сегодня лечат женщин. Особым уважением пользовались повитухи, которых одаривали разными подарками (куском материи, мешком кукурузной муки и  т.  д.). Роды, как правило, они принимали в  отдельных зданиях, которые имелись в  горных селах. Строили их  чуть дальше от  жилых башен, рядом с  родниками. И  с  этической и  с  гигиенической стороны наличие этих домов было оправданно. После выхода людей на  равнину, чаще всего детей рожали дома.

Забота о  жизни и  здоровье ребёнка начинается у  ингушей задолго до  его рождения внимательным и  чутким отношением к  матери. Будущая мать ограждается от  всевозможных отрицательных эмоций, в  её  присутствии не  сквернословят, не  ссорятся; от  траурных мероприятий (за  редким исключением) ограждают.

В  трудах этнографов Л.  Семёнова, Б. Далгата, Н.  Яковлева, Ч. Ахриева, Н.  Грабовского, Ф. Кудусовой и  др., посвящённых семейному быту ингушей, имеется фрагментарная информация об  обрядах и  ритуалах, связанных с  рождением и  воспитанием детей.

Сын  — продолжатель рода, девочка  — гостья

По  случаю рождения ребёнка ингуши в  прошлом устраивали праздники. Мальчику отводился более высокий социальный статус как «продолжателю рода, будущему кормильцу, хранителю семейной чести». В  своих наблюдениях Н.  Яковлев отмечал: «Для ингуша это торжественный случай, в  особенности, если родился первенец... Тотчас  же ребятишки обегают всю фамильную родню отца и  матери, живущую в  этом селении, и  получают в  награду за  радостную весть сласти и  другие подарки». «На  третий день после рождения мальчика, в  доме его отца собирается взрослая и  мелкая молодежь мужского пола. Для гостей приготовляется неизбежный баран; молодая компания с  поразительной быстротой уничтожает его»,  — пишет исследователь Чах Ахриев. Размах праздника зависел от  состояния семьи. «Счастливый хозяин, считающий рождение мальчика благодатью, посланную свыше на  его семью, радушно встречает гостей, и  если он  человек состоятельный, режет быка или несколько баранов. Сюда  же собираются девушки. Веселье и  танцы, устроенные целым аулом, продолжаются три дня»,  — отмечает Н.  Грабовский. По  этому поводу могли проводить скачки, устраивать ловзар (танцы).

Рождение дочери отмечали сдержанно, хотя ей  радовались, особенно, если она появлялась на  свет после нескольких мальчиков. Если на  мужчину смотрели как на  продолжателя рода, то  на  девочку как на  гостью, которая со  временем покинет их  дом. По  наблюдениям Ч.  Ахриева, рождение девочки сопровождалось сбором маленьких девочек, которые, поевши чурека с  молоком или сыром, расходились. С  принятием ислама отношение к  рождению девочки изменилось. Так, по  исламу родители, воспитавшие трёх дочерей и  выдавшие их  замуж, попадают в  рай. За  такой интерпретацией стоит глубокое понимание роли этих дочерей (а  в  будущем матерей) в  преемственности и  передаче народных традиций воспитания последующим поколениям.

Жертвоприношения в  честь новорожденного

С  принятием ислама на  7-ой день после рождения ребёнка режут барана в  рамках мусульманского обряда «1аккъат». Жертвенный баран, посвящённый ребёнку, должен быть годовалого возраста, без внешних дефектов. Тушу, при разделывании режут большими кусками по  связкам, не  разбивая кость, тем самым веря, что у  ребёнка будут крепкие кости. Обряд жертвоприношения сопровождается имянаречением ребёнка.

Ритуал наречения именем

Наречение первенца вверяется материнской стороне, особенно, если рождается девочка. Как правило, имя мальчику давал старший из  мужчин в  семейном коллективе  — дед, его брат, брат отца или мать. Это могут быть имена пророков, имена почитаемых национальных героев, имена, дававшиеся в  честь человека, известного своими добрыми делами и  мужеством.

В  Х1Х веке, по  сведениям Ч.  Ахриева, Н  Грабовского и  Б.  Далгата, несколько человек предъявляли желание дать имя новорождённому и  бросали несколько альчиков (жребий).

Давший ребенку имя обязан купить ему одежду. У  народов Кавказа существовало поверье о  том, что в  случае частой болезни ребёнка смена имени поможет излечиться от  недуга. С  принятием ислама, за  здоровье больного ребёнка режут барана и  читают мовлид (молитву).

Ингушские имена в  прошлом и  настоящем

Именник в  прошлом ингушей был представлен самыми разными именами  — названиями разных природных явлений, животных и  растений: Малха (Солце), Аре (равнина), Ча  (медведь), Лийг (косуля), Олхазар (птица) и  др.; названиями соседних народов: Г1аберте (адыг), Г1умки (кумык), Анди (андиец), Черсий (кабардинец), Японц (японец) и  др. Если дети умирали в  младенчестве, то  новорождённым давали имена Ваха  — «Живи», Висит  — «Пусть сохранится», Яха  — «Живи», Йисита  — «Пусть сохранится». К  матери, у  которой рождались только девочки, относились с  сочувствием и  предлагали давать имена, после которых, якобы, могут рождаться мальчики: Цаэш  — «Не  нужна», Сацийта  — «Остановись», Тоийта  — «Хватит». С  принятием ислама проявление своих предпочтений иметь сына или дочь считается греховным для домочадцев. В  прошлом у  ингушей распространены были и  такие имена как: «Пхульг, Висильг, Хошильг, Кош, Тортарк, Точ, Сяпр, Али, Чиг1, Ханики, Таштарку, Гянж, Махми, Гянч, Каси, Эстмар, Олмаз, Жахот, Жантмар, Алсбик, Тук, Чонт, Высх». Целый ряд традиционных ингушских имен записал кавказовед И.  Гюльденштедт: «Али, Герс, Чоч, Ельберд, Шора, Борш, Ного, Тотур, Хасбулат, Матаи, Батирби, Махмет, Бимурза; женские  — Бедирги, Тутаи, Саувамерк, Патума, Арсамек, Дашау, Паха, Тума, Цяби, Деше и  др». Кавказовед А.  М. Шегрен приводит список имен, которые ингуши считали счастливыми. Значительный список традиционных ингушских имен составлен С.  Хамчиевым. С  принятием ислама стали давать коранические мужские и  женские имена: Магомед, Муххамед, Ахмед, Джабраил, Ибрагим, Исраил, Исмаил, Мусса, Иса и  др.; Хава, Эсет, Пятимат, Амина, Ясмале, Мадина, Макка и  др.

Лилия Харсиева
 
По теме
Отделение ПФР по Республике Ингушетия напоминает, что с 2018 года в России введён новый вид пенсии - социальная пенсия детям, оба родителя которых неизвестны.
В ОФСИН России по Республике Ингушетия прошли пожарно-тактические учения - ОФСИН по Республике Ингушетия Сотрудниками ведомственной пожарной охраны ОФСИН России по Республике Ингушетия совместно с работниками пожарно-спасательной части № 4 г. Карабулак МЧС России по региону были проведены занятия,
ОФСИН по Республике Ингушетия
Суд апелляционной инстанции по уголовным делам Верховного суда Ингушетии 28.03.2024 рассмотрел материал досудебного производства по апелляционной жалобе защитника на постановление Магасского районного суда,
Верховный Суд
Корь - это острое инфекционное заболевание, характеризующееся общей интоксикацией, воспалительными явлениями со стороны слизистых глаз, носоглотки, верхних дыхательных путей, характерной сыпью.
Роспотребнадзор
В рамках реализации всероссийского проекта «ДоброВСело» врачи Сунженской центральной районной больницы совместно с волонтерами-медиками провели масштабное профилактическое мероприятие в сельских поселениях Чемульга и Аршты.
Газета Ингушетия
Стартовал региональный этап Всероссийского конкурса исследовательских проектов «Без срока давности» - Министерство Образования С 20 марта стартовал региональный этап Всероссийского конкурса исследовательских проектов «Без срока давности», который продлится до 10 апреля 2024 года.
Министерство Образования