Средневековая Ингушетия

Святилища, храмы, мечети горной Ингушетии Сиелинг - столпообразное святилище возле селения Ний

Горский ребенок из  окна жилой башни видел, прежде всего, небольшой двор и  затем необъятную громаду скалистых гор с  лесами и  террасами полей. Горы вздыбились до  самого неба, почти заслонили его. И  в  этом мире ему предстояло жить. Как могла сложиться его судьба?

Оползни, камнепады, землетрясения, разливы рек и  десятки других опасных неожиданностей всегда подстерегают горца. Невольно будешь искать помощи у  любых сил. И  средним векам люди «заселили» свои горы богами, духами, душами предков, которые помогали верить, надеяться и  жить в  таких суровых условиях. Трудности каждого дня не  могли согнуть горцев. Наоборот, если последовать за  сюжетами местных сказок и  событиями нарт-орстхойского эпоса, то  станет ясно, что горцы жили насыщенной опасностями, но  интересной жизнью, в  которой труд сочетался с  умением оглянуться, пофилософствовать и  чуточку помечтать.

Десятки сохранившихся средневековых памятников с  достоверностью указывают на  очень сложные верования горцев в  «языческую» пору их  истории. Довольно рано в  истории региона появились и  специальные постройки, созданные для молений. В  горах до  сих пор сохранилось много сооружений, посвященных конкретным божествам.

Наиболее простым видом святилищ являются столпообразные четырехугольные колонны  — тумбы с  нишами, обращенными к  югу. Их  называют «сиелинг». Они и  сейчас еще стоят у  селений Эрзи, Оздече, Эгикал, Ний, Цизды. Такие святилища сооружались на  окраине селения. Они встречали путников и  провожали их  в  дальнюю дорогу, являясь своеобразным залогом счастливого возвращения в  родное село. Сиелинги охраняли не  только обиталища живых. Их  ставили и  у  входа на  кладбища.

На  Столовой горе (Мят-лоам) некогда проходили большие моления. Ингуши поднимались сюда по  тропинкам из  Солнечной долины Арм-хи. Здесь было три святилища: «Сусон-дэла», «Мятер-дэла» и  «Мят-Сели». Первое из  них уже к  1925  году, в  период интенсивной борьбы с  религиозными «пережитками», было разрушено. Второе  — «Мятер-дэла»  — представляло собой небольшое здание с  двухскатной ступенчатой кровлей в  семь ступеней. Над входом в  святилище имелось узкое вертикальное оконце, фасад украшали рога оленей. Внутри в  специальные ниши возлагались приношения. Это небольшое святилище может служить определенным образцом архитектуры ингушских святилищ, разница между которыми заключалась лишь в  деталях интерьера.

Святилище «Мят-Сели»  — более крупное здание с  двухскатной ступенчатой крышей, украшенной коньком из  белых камней. Архитектура здания лаконична и  строга. С  боковых сторон в  него ведут два входа, каждый завершается аркой, замкнутой камнем треугольной формы, над ними прорезаны узкие световые щели. Внутри помещение перекрыто ложным сводом: камни противоположных сторон приострены и  до  самого верха постепенно смыкаются, а  арочная перемычка делит его на  две части.

Особенно интересен культ богини Тушоли  — весеннего божества, связанного с  возрождением природы и  плодородием.

Праздники в  честь Тушоли проводились в  марте-апреле. К  этому времени в  горы прилетал удод  — красивая птица с  хохолком на  голове. Ее  называли «Тушоли котэм» и  никогда не  убивали. Святилища богини находились у  многих селений. В  день молений жрец выносил небольшое изображение Тушоли. Хорошо известно одно, сделанное из  дерева (высота около 70  см). На  его лицо с  продолговатым носом и  глазами-прорезями была прикреплена металлическая маска. Считалось, что бездетные женщины, прикоснувшись к  этой фигуре, смогут обрести здоровье и  потомство.

Возле многих ингушских селений имелись святилища (элгыцы), построенные в  честь местных божеств. Таковы «Эрдзели» в  честь патрона селения Эрзи, «Морч-Сели» в  честь покровителя селения Морч, «Тумгой-Ерды» у  селения Тумгой.

Обследования некоторых святилищ позволили найти интересный материал. Это прежде всего кости жертвенных домашних животных и  диких зверей, которые являлись дарами охотников, затем железные склепанные кресты, наконечники стрел и  обломки ножей. Стрелы и  ножи приносили охотники, а  отдельные украшения  — молившиеся женщины. Все предметы, которыми пользовались в  святилищах, становились неотчуждаемым «имуществом» святилищ, их  нельзя было выносить для своих нужд. Рассматривая эти археологические находки, можно сказать, что самые ранние из  них относятся к  10-13, а  поздние  — к  17-18  векам. Так определяется время, когда могли строиться святилища и  когда они наиболее интенсивно функционировали.

Также во  многих отношениях интересен храм Тхаба-Ерды. Здание храма представляет собой одноапсидную постройку со  скрытой в  ее  объемах алтарной частью. Пол здания был выстлан плитами небольших размеров. Ныне храм имеет двухскатную кровлю, хотя изнутри заметны следы четырех куполов, а  были  ли они вынесены наружу  — неизвестно.

Тхаба-Ерды щедро украшен резным декором в  виде карнизов, бордюров и  других деталей, выполненных искусным мастером по  мягкому известковому конгломерату. Время сильно попортило и  барельеф храма, и  камни с  резьбой сохранились лишь частично, но  и  в  таком виде скульптурная резьба здания полна очарования, характерного для средневекового искусства.

Если обойти храм со  всех сторон, то  можно увидеть отдельные кронштейны и  камни с  барельефами, а  также каменные изваяния в  виде голов каких-то животных.

Тхаба-Ерды уже вскоре после его возведения воспринимался местными жителями как обычное святилище. Здесь собирались жители окрестных селений Эгикал, Таргим, Хамхи и  других. Как и  в  других святилищах, здесь приносили в  жертву скот, а  охотники приносили свои трофеи и  оставляли стрелы. Иначе говоря, храм Тхаба-Ерды успешно выполнял функции весьма почитаемого элгыца.

В  14-15 веках к  горцам начинает проникать ислам. О  более интенсивном проникновении мусульманского вероучения можно говорить, начиная с  18  века.

С  утверждением ислама в  среде горцев если и  не  отошли в  прошлое верования предыдущих веков, то  они несколько изменились. Языческая основа стала приобретать вполне законченные правоверные формы. Со  временем появились верующие, отбросившие многоликий пантеон языческих божеств во  имя единственного для всех и  единого в  своей воле Аллаха, в  соответствии с  богословскими предписаниями Которого они и  строили свою жизнь. Эти люди стали покорными, преданными Ему мусульманами.

В  странах ислама с  16  века было запрещено изображать живые существа. Такое предписание привело к  развитию орнаментального искусства. Расцвел не  только растительный узор с  виртуозным переплетением веток, цветов и  листьев, но  и  так называемый эпиграфический орнамент  — изумительные по  тонкости прориси сплетающихся арабских букв. Они образуют коранические слова и  изречения и  часто ничего не  означают, лишь подражая буквенной графике.

Мусульманское правоверное население не  могло обходиться без мечетей  — специальных молитвенных домов. Мечеть  — это не  только помещение для молитвы, но  и  своеобразный дом общественных собраний. Здесь зачастую решались важные вопросы местной жизни. Здание, предназначенное под мечеть, специальным образом не  освящалось. Единственное необходимое условие,  — оно должно было стоять возле родника или бассейна с  водой, так как в  храм входили после соответствующего омовения. У  входа в  мечеть оставляли обувь и  далее шли по  коврам, приглушавшим шаги. Обычно ковры являлись приношениями прихожан. Никаких изображений внутри мечетей не  допускалось, ничто не  должно было отвлекать от  молитвы.

Мечети  — показатели правоверности мусульманских стран, и  страна горцев стала входить в  их  число.

Как видим, каждый период истории ингушей оставил в  зодчестве нечто свое, неповторимое.

Фариза Кариева,

ГКУ «Джейрахско-Ассинский государственный

историко-архитектурный и  природный музей-заповедник»

Хади Курскиева
 
По теме
Представители Ингушетии отправились на второй Большой круг российского казачества, который собрался в Москве в храме Христа Спасителя, сообщили в министерстве по внешним связям, национальной политике,
ХАДИС ДНЯ - Magas.Su Сообщается от Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах им и его отцом, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
Magas.Su
АЯТ ДНЯ - Magas.Su О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха, и пусть душа посмотрит, что она приготовила на завтрашний день.
Magas.Su
Ингушские пограничники совместно с УФСБ России по республике выявили и пресекли противоправную деятельность гражданина, организовавшего незаконное пребывание иностранных граждан на территории региона.
Газета Ингушетия
Корь - это острое инфекционное заболевание, характеризующееся общей интоксикацией, воспалительными явлениями со стороны слизистых глаз, носоглотки, верхних дыхательных путей, характерной сыпью.
Роспотребнадзор
В рамках реализации всероссийского проекта «ДоброВСело» врачи Сунженской центральной районной больницы совместно с волонтерами-медиками провели масштабное профилактическое мероприятие в сельских поселениях Чемульга и Аршты.
Газета Ингушетия
photo_5343742741852575501_y (1) - Министерство культуры ГБУ «Филармония им. А. Хамхоева» станет организатором конкурса, в котором могут принять участие все желающие.
Министерство культуры