СВОБОДНОГО ДУХОМ НЕ СДЕЛАТЬ РАБОМ

Если не раб ты духом,
Тебя силе земной
Не сделать рабом.*

Огромный философский, воспитательный заряд несет в себе творчество Иссы Кодзоева. Все его произведения пронизаны идеей противоборства человеческого духа силам зла или его низвержения под их натиском в трясину безнравственности.

Ярким примером такого противостояния добра и зла является рассказ «Четки отца».** Его герой - юноша Зяуддин, затесался в банду конокрадов во главе со своим дядей Зархматом - олицетворением обаяния зла. Он, лишенный моральных устоев, имеет стать, мужественную красоту, притягательную улыбку и велеречивость.

 

            Кредо своей жизни он излагает в таких, на неокрепший юношеский взгляд, мудрых словах: «Зяуддин, не всякий, кто носит брюки, мужчина… Мужские особи … делятся на три группы: мужчины, мужичонки и мотни.***  Мы – мужчины.  Один из них-то – твой дядя Зархмат. Мы, словно голодный волк, не ожидая, когда выпадет жребий, уносим курдюк с живой овцы. Этот мир – овца, а мы – мужчины, волки. Что скажешь о мужичонках. Они вьются вокруг нас, сердцем не желая быть мотней, но, не имея достаточно мужества и энергии, чтобы быть мужчинами. Мотни – это те, кто не имеет никакой доли-жребия, которые не могут ни умереть, ни жить. Они созданы Богом, чтобы мир не оставался пустым. Один из них мой брат… твой отец». Зяуддину «до глубины души было обидно, что так назвали его отца. Хотя это и было похоже на правду. Он не защитил отца», что впоследствии будет обжигать его волной стыда.

 

Отец Зяуддина Лорс - полная противоположность своего брата. Он всегда спокоен, выдержан, погружен в раздумья, набожен и живет лишь честным трудом. Естественно, что такой отец не мог быть доволен своим сыном: «Да чтоб мне умереть за твою болезнь, сынок! Почему ты ведешь себя неприглядно? Ты же, закрыв глаза, валишься в пропасть. Ведь ты ж у меня один. Что мне сказать, что мне сделать, чтобы ты остановился? Сынок, уймись, ты шастаешь там, куда изливается гнев Всевышнего! Уймись, краснея от стыда перед людьми! Уймись, считаясь со мной – своим отцом! Уймись, устрашась Бога!»

 

Однако «тому, кто живет обманом, истина кажется смрадной» (В. Гюго). И сын продолжал катиться по наклонной, и только спустя годы, сполна хлебнув горечи из чаши испытаний, он поймет правоту отца.

 

После одного из набегов они приходят к своему сообщнику - барыге Хизиру, живущему на отшибе села Кескем. Здесь, на вырученные деньги они закутили на три дня и ночи. В первый же день Тухан - один из сообщников, пользуясь тем, что Хизир уехал за водкой, начал тискать его жену Залейху и запускать руку ей под юбку. Это видел Зяуддин, сидевший под деревом. Хизир тоже наблюдал картину блуда из-за забора. Зяуддин подумал: «Ну и ну! Что ж теперь будет-то? Ничего не случилось. Лишь через час с лишним хозяин дома вошел во двор. И тогда ничего не стряслось».

 

            Этот случай заставил Зяуддина другими глазами взглянуть на своих друзей, и в его сердце поселилось чувство омерзения к ним. Оно было настолько сильным, что его вырвало. Он не смог есть еду, приготовленную блудливой женой, а предложение не идти в очередной набег отверг категорически: «Зяуддин не остался. Он ушел бы и на войну, чем оставаться в этом дворе. Правда, вкус к воровству у него пропал».

 

При возвращении с набега они угодили в милицейскую засаду.**** Завязалась перестрелка, в которой Тухана убили, Зяуддина арестовали, а Зархмат скрылся, не сделав ни единого выстрела. Зяуддин не выдал дядю и был осужден на четыре года. После следствия отец навестил сына, и между ними произошел тяжелый разговор.

 

    - Хоть и дрянной, но ты же сын. И только один.Что толку!..
Зяуддин стоял с обвисшими руками, опустив голову и сожалея, что Бог создал его. Настолько неприятным и тяжким было осуждение отца.
        - Что толку! Бог тоже не мог не воздать, если взывает чужая кровь и пот, если разбитые сердца в плаче… Ты прешься в Ад!
              - В Ад, воти? – вырвалось у Зяуддина 
             - А как же! Тебе казалось, что ты на пути джихада, когда уносил людской труд, кровь и пот?! Казалось тебе?! Ты, что, ходил ради обеспечения исламской религии?!  Ты ходил устанавливать честь рода? Или ты ходил прославить Отечество? Эх!.. Ты-то уходишь. А кто останется присмотреть за девочкой, когда я умру?..

 

Отец имеет в виду сестренку Зяуддина по имени Хози 3,5 лет. Матери нет, она умерла. От отца он узнает, что Зархмат - певец мужской удали и жизни за чужой счет, настолько перепугался, что месяц страдал поносом. Вот, она - «удаль» молодецкая!..

 

            На суде Лорса не было – его сразил инсульт, а спустя три месяца он умер. Хози воспитывает Зархмат, ставший «благочестивым» мусульманином после того как подставил своего племянника. За все годы заключения Зяуддина, которому в тюрьме добавили еще три года, Зархмат ни разу его не навестил. Хози он содержал, словно работницу и нахлебницу, попрекая каждым куском хлеба.

 

Семь лет в неволе прошли для Зяуддина в неотступных душевных страданиях: воспоминаниях об отце и его наставлениях, невыносимой муке от того, что он стал причиной его болезни и смерти, что сам лишил себя возможности предать его земле, что Хози прозябает под опекой никчемного Зархмата. Лучше всего его нравственные терзания отразил сам Исса Кодзоев в стихотворении «Сердце».*

 

Сердце хрупкое и нежное твое
Рассекли.
В рану соль заложив,
Зашили.

 

Вернувшись из заключения в заброшенный, запущенный дом, Зяуддин забрал Хози. Сосед Мухтар передал ему около 10 тыс. руб., оставленные отцом (в советское время очень весомая сумма). Этот факт показывает порядочность соседа, ибо деньги были вручены ему без свидетелей, и лишний раз свидетельствует о никчемности Зархмата. Мухтар отдал ему также четки отца со словами: «Твой отец настоятельно возложил на меня обязанность передать их тебе из рук в руки».

 

            Коран, лежавший дома в кожаной сумке, и четки, оставленные умирающим отцом Зяуддину, были его завещанием-мольбой: «Вернись к Богу!» И он возвратился к Нему, потому что сумел вырваться из нравственного заточения, на которое сам себя и обрек. Он выкарабкался из омута своих заблуждений и прегрешений, ибо в сердце его обитала Вера и Мужество, воспитанное отцом:

 

Взявший сердце в руки,
Победит,
Мужчиной являясь,
Выйдет.**

 

Особенно явственно это чувствуешь при сравнении восхождения Зяуддина к истине с еще большим падением его бывшего наставника Зархмата. Зяуддин стал хозяином своей судьбы, своих страстей. И нет человеку помощника в борьбе против зла в себе, кроме него самого, ибо Бог дал ему свободу выбора и волю: «Воистину, Аллах не меняет положения людей, пока они не изменят самих себя».***

 

Очерняет ли И. Кодзоев нашу действительность, показывая ее отрицательные стороны, ее отвратительные проявления в носителях греха. Нет, ни в коем случае! Он вскрывает язвы - гнойники греха, чтобы излечить души сбившихся со стези добра. Он поддерживает духовные силы тех, кто не предает Бога ради мирских благ, кто живет во имя любви к человеку – творению Аллаха.

 

Нельзя излечить болезнь греховности, не ставя ей диагноза. Тщетные попытки обмануть Аллаха ложью и лицемерием калечат душу человека, а истина лечит, и нет другого пути исцеления, кроме ее горького лекарства.

 

Главная идея рассказа - это неизбежность возмездия за отказ от заветов Бога и воздаяния за следование им. Тяжек был возврат заблудшего сына к могиле отца и его правде жизни - исламу. Он вернулся к Богу, наложив узду на свои прихоти. В этом состоит нравственная, философская сила и красота этого рассказа, показывающего глубокую религиозность Иссы Кодзоева. Он во всех своих произведениях выступает в роли проповедника опорного столпа ислама – любви к Аллаху и Богобоязненности. Их суть заключена в отказе от потакания своим ничтожным страстям. Представление об их бессмысленности, бесполезности и неутолимости можно получить, в том числе, и из следующего знаменитого богословского диалога:

 

- Что самое близкое для человека?
- Смертный час.
- А что самое далекое?
- Исполнение желаний.****

 

Хамзат Фаргиев

 

* Коазой 1ийса. «К1антий дегаш». Чебоксары. 2003 г. Стихотворение «Ийлаш», стр. 59. Перевод здесь и далее автора статьи.
** Там же, стр. 84 – 95.
*** Мотня - хаче айла. Так в ингушском языке величают презренную особь мужского рода, не способную нести ответственность ни за себя, ни за других.
**** Эта засада была устроена по доносу Хизира. Он же и убил Тухана. Все это четко «прописано» меж строк рассказа. Но автор понял это только после его обсуждения с И. Кодзоевым. Такой подлый способ мести избрал этот никчемный человечишка.

*  «К1антий дегаш», стр. 9. Подстрочный перевод.
** Там же. Здесь буквально - речь о выходе из тюрьмы.
*** Коран, 13 : 12.
**** Так говорил Муавия -  один из сподвижников пророка Мухаммада (сас).
Magas.ru

 
По теме
Участковые уполномоченные полиции в ходе проведения мероприятий в рамках декриминализации топливно-энергетического комплекса обнаружили, что житель Малгобека повторно самовольно подключил домовладение к газопроводу.
В ближайшее время в сельском поселении Новый Редант Малгобекского района планируется начать работы по благоустройству улицы Бекбузарова протяженностью 800 метров в рамках реализации нацпроекта «Жилье и городская среда».
В 136 школах региона в рамках проекта патриотического воспитания граждан России введены ставки советников директора по взаимодействию с детскими общественными объединениями.
Участковые уполномоченные полиции в ходе проведения мероприятий в рамках декриминализации топливно-энергетического комплекса обнаружили, что житель Малгобека повторно самовольно подключил домовладение к газопроводу.
Газета Ингушетия
Медицинское обследование в 2023 году прошли 124 тыс. несовершеннолетних жителей региона, или 96% от общего числа, сообщили газете «Ингушетия» в пресс-службе Главы и правительства республики.
Газета Ингушетия
Корь - это острое инфекционное заболевание, характеризующееся общей интоксикацией, воспалительными явлениями со стороны слизистых глаз, носоглотки, верхних дыхательных путей, характерной сыпью.
Роспотребнадзор