За кулисами

Я полон творческих идей!

Ибрагим Джабраилович Беков  — народный артист Ингушетии, кавалер ордена «За  заслуги» республики, мастер сцены, актёр Ингушского государственного драматического театра. Родился в  Киргизии 18  января 1956  года.

Он  рос обычным парнем, об  актерстве даже не  помышлял, драмкружков не  посещал и  в  театральных студиях не  учился. Хотя на  сцене с  двенадцати лет. В  1968 году выступал в  Москве на  знаменитой площади ВДНХ вместе с  детским танцевальным ансамблем Дома пионеров города Грозного. Это было большое событие, о  котором у  Ибрагима сохранилось незабываемое ощущение радости и  победы, но  и  оно не  имело никакого отношения к  выбору будущей профессии.

«В  актёрскую школу попал случайно, рассказывает Ибрагим Беков. —  В  1973  году, после известных январских событий в  Грозном, когда ингушский народ выступил с  требованием восстановить попранные права депортированного народа, власть предприняла ряд мер «послабляющего» характера, чтобы сгладить накал народных страстей. Уже в  августе этого года был объявлен набор ингушской студии в  Ленинградский государственный институт театра, музыки и  кинематографии. Старший брат Мустафа уже имел опыт работы в  театре, состоял во  вспомогательном составе Чечено-Ингушского государственного драматического театра имени Нурадилова. Я  же обычный выпускник. Помню, читал на  первом туре басню Сергея Михалкова: «Слон, Заяц и  Осёл». Во-первых, хотел отличиться, все ведь Крылова учили, а  во-вторых  — она была очень короткая, что вполне меня устраивало.

Родители спокойно отнеслись к  нашему выбору. Отец по  характеру был человеком спокойным, выдержанным и  рассудительным. В  своё время окончил Высшую партийную школу народов Востока. В  30-х годах работал на  руководящих должностях, но  однажды, поняв всю сущность этой партийной системы, бросил всё и  на  этом завершил свою карьеру. Мама была женщина строгих, консервативных взглядов, достаточно добрая, но  не  сентиментальная, требовательная к  себе и  детям. Что касается наших начинаний, то  мы  всегда находили поддержку и  понимание со  стороны родителей.

Учиться в  Питере было трудно, но  интересно. Ритмика, танец, пластика, фехтование, акробатика. Поначалу смущали уроки хореографии. Перед вайнахскими девушками стоять часами у  станка, отрабатывать движения было как-то неловко. Но  потом привыкли. Школа великого мастера сцены Василия Васильевича Меркурьева и  его супруги Ирины Всеволодовны Мейерхольд была безупречной. Нам повезло с  ними. Они не  только учили нас актёрскому мастерству, но  и  заменили нам родителей на  время учёбы. Мы, в  принципе, воспитанные в  духе уважения и  почитания старших, старались отвечать тем  же, доверяли им  и  любили  их.

По  окончании института мы  всем составом вошли в  ингушскую труппу Чечено-Ингушского государственного театра имени Ханпаши Нурадилова. Под руководством бесценных мастеров сцены Магомеда Цицкиева и  Магомед-Гири Хадзиева мы  начали закладывать основу самостоятельного ингушского театра.

Наш первый спектакль на  родном языке состоялся в  1978 году и  назывался «Когда гибнут сыновья» по  пьесе Саида Чахкиева. Он  прошёл с  большим триумфом. Зал был переполнен, люди приехали даже из  самых отдалённых ингушских сёл. Это было событие, ставшее своего рода скачком в  развитии ингушской национальной культуры.

Потом был спектакль «Сыновья Беки» Ахмета Бокова. Постановка проходила в  тяжелейших условиях. Времена для ингушской труппы были не  самые простые. Недоброжелатели, те, кто не  хотел видеть и  слышать о  становлении ингушского театра, препятствовали нам всячески. Но  спектакль состоялся, и  опять с  большим успехом. А  на  второй день ребят забрали в  армию.

Надо отдать должное Магомеду Цицкиеву, который после службы не  дал ребятам разбежаться, собрал их  в  один мощный кулак и  продолжил начатое дело. И  уже в  1984 году на  первых  же гастролях в  Москве, куда мы  повезли три спектакля: «Иду в  путь мой», «Ревизор» и  «Когда арба перевернулась»  — мы  доказали свою состоятельность. На  первой  же полосе одна из  столичных газет написала, что труппы Чечено-Ингушского театра: ингушская и  чеченская  — эта два равноценных театра. Это был уже триумф в  масштабе признания нашей самостоятельности на  уровне столичных театральных критиков«.

На  тех  же гастролях Ибрагим Беков был отмечен как острохарактерный, разноплановый актёр, обладающий незаурядными внешними данными, а  ещё через год на  фестивале в  Таганроге ему вручат диплом лауреата за  роль Чубукова в  спектакле «Предложение» Чехова.

В  конце 80-х  — начале 90-х годов по  всей стране начались перестроечные процессы. В  этот тяжелейший период политических, экономических, социальных и  культурных потрясений ингушскую труппу возглавил молодой, перспективный режиссёр Мустафа Беков. Вопреки всем и  всему он  отстоял состоятельность национального театра и  в  1988 году создал Ингушский государственный драматический театр. Была даже прибита табличка на  ингушском языке на  здании бывшего здания ТЮЗа, который был передан театру. Актёрской труппой была подготовлена композиция про депортацию 1944  года, с  которой они выступали на  съезде ингушского народа в  1989 году и  объездили все сёла Ингушетии и  Пригородного района Северной Осетии, где компактно проживали ингуши. И  где  бы они ни  выступали, их  встречали радушно, им  аплодировали стоя, и  зрители плакали вместе с  ними и  разделяли их  триумф. Но  развал государства, кризис во  всех структурах власти, в  общественно-политической и  культурной жизни страны не  смог не  сказаться и  на  становлении молодого театра.

«Мы  старались выжить,  — вспоминает Ибрагим,  — при театре даже был создан вокально-инструментальный ансамбль «Середина пути», где мы  вместе с  Русланом Наурбиевым и  Баширом Майсиговым выступали с  концертами, чтобы как-то подогнать мероприятия под план театра. По  заказу Мустафы была готова мощная, многофункциональная сборно-разборная декорация на  восемь спектаклей, привезённая из  Ленинграда. Всё это, к  сожалению, разворовали. Не  стало и  той страны, и  самой республики  — Чечено-Ингушетии. Вскоре перестал функционировать и  сам Ингушский театр».

Потом наступила осень 1992  года, трагические события в  Пригородном районе Северной Осетии. Вместе с  российскими журналистами Ибрагим Беков ездил по  разбитым, опустошенным ингушским сёлам, снимал происходящие там бесчинства, мародёров, снующих по  чужим домам, военный городок Спутник, в  котором нашли убежище сотни ингушских беженцев. Хорошего было мало, тяжело было смотреть, как на  твоих глазах уничтожают твой народ. Были потом попытки создать театр, сделать что-то новое, с  этой целью даже выехали в  столицу, но  судьба распорядилась по-своему.

На  волне этих событий появился молодой режиссёр Иса Чахкиев, который смело взял на  себя бразды правления и  в  скором времени возродил Ингушский театр. А  Ибрагим Беков вместе с  Русланом Наурбиевым, Тимуром Дзейтовым и  Тамарой Яндиевой создали студию «Лоам» при Постпредстве Ингушетии в  Москве. В  течение десяти лет, начиная с  1995  года, группа участвовала во  всех культурных и  общественных мероприятиях, которые проходили в  родной Ингушетии, а  выступая в  городах России, они собирали и  сплачивали вокруг себя соотечественников. В  2005 году в  Кремлёвском дворце состоялся грандиозный юбилейный концерт этой группы, и, как оказалось, последний. В  2006 году после внезапной смерти Руслана Наурбиева группа «Лоам» распалась.

В  творческой биографии Ибрагима Бекова есть и  страницы, отданные кинематографу. Он  довольно успешно снялся в  фильмах «Приходи свободным» (1984  г.), «Людоед» (1991  г.), «Мужской талисман» (1995  г.), «Дом дураков» (2002  г.), «Оперативный псевдоним» (2003  г.), «Московская жара» (2004  г.).

«Это были эпизодические роли, но  мне было интересно,  — говорит актёр. —  Кино и  театр  — это два разных жанра. В  театре потрясающее чувство общности, ощущение хрупкости и  неповторимости, актёры работают вживую, проигрывают весь сюжет от  начала до  конца. В  кино такого нет. Здесь отыгрывают частями, а  результат уже смотришь вместе со  всеми. Тем не  менее, сниматься в  кино было интересно. Что-то новое и  необычное я  взял для себя на  съёмочных площадках. Например, фильм «Приходи свободным» снимали в  горах. Это впечатляло! К  тому  же не  покидало причастие к  историческому персонажу Гапуру Ахриеву, и  вообще, к  самому революционному событию прошлого столетия. Там  же я  впервые сел на  коня и  к  своей радости, справился с  этим довольно хорошо.

Интересен был в  историческом плане и  фильм «Людоед» Геннадия Земели. Он  был привязан к  реальному событию, к  самому крупному восстанию заключённых после смерти Сталина в  1954  году, в  Казахстане, которое было жестоко подавлено».

Ибрагим Беков на  сцене уже более 40  лет. Это актёр широкого жанра и  неподражаемого таланта, говорят о  нём коллеги и  зрители. «Актер-лирик, актер-трагик, комик и  драматический артист, запоминающийся зрителю только ему свойственной «бековской» игрой»,  — пишет о  нём известная актриса Дугурхан Кодзоева. «Подлинный талант, которым стоит дорожить, как бесценным достоянием целого народа»,  — говорит о  нём Айшет Кодзоева, народная артистка Ингушетии.

С  2010 года Ибрагим Беков живёт и  работает в  Ингушетии и  считает это решение самым правильным и  верным. У  него семья. Единственный сын  — студент Германского международного университета.

«Невозможно стереть  то, что произошло с  тобой в  жизни,  — говорит актёр. —  Нужно всё анализировать и  делать выводы, чтобы жить дальше и  творить, пока ты  можешь это делать достойно, но  лучше уйти со  сцены вовремя, чем опоздать. А  пока ещё не  вечер, я  полон творческих идей».

Лилия Харсиева
 
По теме
Общероссийское общественное движение «Бессмертный полк России» дал старт творческому конкурсу «Мы этой памяти верны», посвященному незабываемому подвигу солдат Красной армии в годы Великой Отечественной войны — битве за Ржев.
Историки реставрационной компании «АСМ Групп» обнаружили авторские чертежи каменных оборонительных башен Назрановской крепости, сообщили газете «Ингушетия» в пресс-службе организации.
В Государственном музее изобразительных искусств Республики Ингушетия открылась выставка произведений живописи «Вместе с Россией!».
В ОФСИН России по Республике Ингушетия прошли пожарно-тактические учения - ОФСИН по Республике Ингушетия Сотрудниками ведомственной пожарной охраны ОФСИН России по Республике Ингушетия совместно с работниками пожарно-спасательной части № 4 г. Карабулак МЧС России по региону были проведены занятия,
ОФСИН по Республике Ингушетия
Суд апелляционной инстанции по уголовным делам Верховного суда Ингушетии 28.03.2024 рассмотрел материал досудебного производства по апелляционной жалобе защитника на постановление Магасского районного суда,
Верховный Суд
Корь - это острое инфекционное заболевание, характеризующееся общей интоксикацией, воспалительными явлениями со стороны слизистых глаз, носоглотки, верхних дыхательных путей, характерной сыпью.
Роспотребнадзор
В рамках реализации всероссийского проекта «ДоброВСело» врачи Сунженской центральной районной больницы совместно с волонтерами-медиками провели масштабное профилактическое мероприятие в сельских поселениях Чемульга и Аршты.
Газета Ингушетия
Стартовал региональный этап Всероссийского конкурса исследовательских проектов «Без срока давности» - Министерство Образования С 20 марта стартовал региональный этап Всероссийского конкурса исследовательских проектов «Без срока давности», который продлится до 10 апреля 2024 года.
Министерство Образования